Меньше чем за день можно будет добраться из Барнаула до Восточной Европы или Китая

11:07, 22 декабря 2017г, Общество 2513


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

О строительстве новой высокоскоростной магистрали «Евразия» и о том, что один из ее маршрутов пройдет через Алтай, на III Железнодорожном съезде рассказал первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин.

Доехать до Барнаула

Проект включает в себя три железнодорожных маршрута, один из которых или, возможно, все вместе (будет зависеть от возможностей РЖД и инвесторов) построят до 2036 года.

Интересно, что от границы с Белоруссией до Челябинска маршруты ВСМ совпадают. Они проходят через Москву, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Одним из самых приоритетных, который будет реализован в первую очередь, докладчик назвал тот, который пройдет через Казахстан. Маршрут менее затратный и более короткий. Он пройдет через Петропавловск, Астану, Караганду и Алма-Ату, далее до китайского Урумчи и закончится в Восточном Китае.

Работы по реализации проекта начнутся в 2018 году. Первым построят участок Москва – Казань.

– Новые технологии позволили нам спроектировать трассу протяженностью около 770 км на участке Москва – Казань с максимальной скоростью до 400 километров в час. По предварительным данным, если поезд будет делать шесть остановок, то преодолеет путь за три с половиной часа, если две, то за три часа, и это вместо нынешних 14 часов, – поясняет Александр Мишарин.

Еще один маршрут пройдет по Транссибу до Забайкальского края.

В третий как раз включат участок Новосибирск – Барнаул. Он пройдет через Курган до Омска, дальше дорога повернет на Новосибирск, оттуда на Барнаул до Бийска, затем в Горно-Алтайск и далее через горы Республики Алтай до Урумчи.

Скоростная трасса позволит пассажирам значительно сэкономить время в пути на дальние расстояния. Например, от  Омска до Москвы можно будет добраться за ночь.

Реализация данного проекта на втором этапе позволит большую часть железной дороги проложить по территории Российской Федерации, а также решит вопрос реконструкции довольно существенной части Транссибирской магистрали. Что касается участка магистрали, который будут строить в Алтайском крае, то у него, по словам Александра Мишарина, хорошие перспективы. Хотя есть сложности в реализации задуманного, так как часть дороги пройдет через горы. Для этого потребуется пробить два тоннеля – один в Китае протяженностью 23 километра и второй, 20-километровый, на территории России.

Экономическая выгода

Заинтересованность всех участников проекта объясняется тем, что на рынке сложились благоприятные условия для развития железнодорожных услуг по доставке пассажиров и грузов.

– При условии строительства ВСМ мы имеем перспективу соединения двух построенных ранее высокоскоростных сетей Европы и Китая, создавая общую высокоскоростную евразийскую сеть протяженностью 50 тысяч километров. Это дает возможность преодолеть расстояние на поезде, движущемся со скоростью 360, а в перспективе – 400 километров в час, за день от границы Западного Китая до восточной границы Европы. А из любого города Китая до любого города Европы – за двое суток. То есть мы можем сравняться возможностями с авиацией, а значит, работать по тем же тарифам, – говорит Александр Мишарин.

Удобства пассажиров

По прогнозам, пассажиропоток на ВСМ «Евразия» к 2050 году может составить 36,9 миллиона пассажиров.

Высокоскоростная магистраль даст возможность пользоваться ее услугами различным категориям граждан, в кассах будет предлагаться билет от эконом- до бизнес-класса.

Для реализации проекта понадобится целая линейка новых поездов: классические высокоскоростные поезда со скоростью 350 – 400 км в час, межрегиональные поезда со скоростью до 250 км в час и ночные комфортабельные двухэтажные поезда. В целом подвижной состав будет отвечать современным требованиям энергоэффективности и экологичности.

В высокоскоростных поездах будут установлены специальные двигатели на постоянных магнитах, позволяющие на треть увеличить мощность. Благодаря новым технологиям шум, издаваемый поездом, можно будет уменьшить в два раза по сравнению с тем, что у «Сапсана».

Для скоростных дорог предусмотрен, как правило, безбалластный путь. Преимущества технологии в том, что полотно не собирают из шпальных плит, а выливают прямо на месте. Сначала прокладывают первый слой – плиту основания, затем укладывают верхнее строение пути. Такая технология позволяет в разы ускорить укладку пути. В день таким способом можно проложить до тысячи метров. Говорят, что новая дорога дороже в строительстве, но дешевле в эксплуатации.

Эффективные грузоперевозки

Особый упор в своей презентации проекта докладчик сделал на важности ускорения грузоперевозок как источника получения дополнительной прибыли.

Между Европой и Китаем значительно вырос объем торговли высокомаржинальными товарами, зависящими от срока доставки. Увеличился и объем электронной торговли. По прогнозам, товарооборот между Китаем и ЕС к 2035 году превысит 720 миллиардов долларов, при этом грузопоток составит 7,8 миллиона тонн.

– В последние три года колоссально выросли объемы транзита контейнеров – с 30 тысяч до 300 тысяч штук, – считает Александр Мишарин. – На следующий год мы ожидаем увеличения до 500 тысяч контейнеров. Это связано с ростом доли дорогих товаров: электроники, продуктов питания, фармацевтики, автомобилей. Авиацией перевозится грузов в два раза больше при тарифе в пять раз выше, чем у нас. И это не случайно, поскольку все привязано к скорости доставки. 70 процентов жителей Европы готовы ожидать товары в течение 
3 – 5 дней. Чтобы конкурировать с авиацией, нам нужна высокоскоростная железная дорога, которая будет перевозить не только пассажиров, но и грузы.

По словам Александра Мишарина, для грузоперевозок предусмотрен новый подвижной состав, в котором контейнеры больше похожи на авиационные – с дверьми посередине, в перспективе – с открывающимся верхом для возможности дозагрузки.

– Сейчас модели контейнеров быстро совершенствуются. Невозможно предвидеть, какими они станут через год, все меняется на глазах, – отметил он.

Стоить грузовой или пассажирский поезд из 12 вагонов может примерно 2,7 миллиарда рублей.

Помимо прямой экономической выгоды предполагается, что высокоскоростная магистраль произведет так называемый мультипликативный эффект, суть которого в повышении мобильности населения, создании условий для развития высоких технологий в сфере железнодорожного транспорта и ускорении темпов роста национальных экономик стран-участниц.

Возможен и агломерационный эффект. По словам вице-президента РЖД, произойдет стягивание страны, преодоление зависимости от часовых поясов. Благодаря сокращению времени доставки пассажиров и грузов между регионами одна агломерация может перейти в другую.

– Строительство участка Новосибирск – Барнаул может объединить две агломерации в одну, – предположил Александр Мишарин.

Справка
Чтобы построить высокоскоростную магистраль Пекин – Москва – Берлин протяженностью 9447 километров, нужно потратить 7 триллионов рублей. Российский участок железнодорожного полотна 2366 километров обойдется в 3,58 триллиона рублей. Причем основные затраты по строительству обязуются взять на себя РЖД при условии предоставления определенных льгот государством. Проект рассчитывают реализовать в период с 2018 по 2036 год.

Новости партнеров
Фоторепортаж