Узловая станция Алтайская отметила 100-летний юбилей

09:00, 03 июня 2015г, Общество 3780


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

100-летие отметила узловая станция Алтайская.

Торжества по случаю юбилейной даты важнейшей организации Алтайского региона Западно-Сибирской железной дороги прошли в Новоалтайске в пятницу, 29 мая. Впрочем, будет неправильным говорить о её значимости лишь в пределах края.

Участие в мероприятии приняли представители руководства ЗСЖД, краевых и муниципальных властей, компаний-грузоотправителей. Разумеется, почетные места отвели ветеранам и лучшим работникам. Их ожидали краевые и отраслевые награды. А пока гости занимали места в зрительном зале местного культурного центра, для журналистов региональных СМИ устроили небольшой экскурс – и в начало ХХ века, и в день сегодняшний.

Как гласят исторические выкладки, первый пассажирский поезд с Алтайской до Новониколаевска (Новосибирск) отправился 14 декабря 1914 года. А 15 апреля 1915 года открылось уже сквозное движение до Бийска (157 км) и обратно. Паровозы тогда были способны двигать лишь 400-тонные составы со скоростью 15 км в час.

Признаться, никак не могли взять в толк, почему празднование юбилея хозяева определили именно на 29 мая. Ведь ключевые станционные даты падают на 14 декабря 1914 года и 15 апреля 1915-го.

– Просто мы решили подождать подведения итогов нашего участия в отраслевых соревнованиях, – говорит заместитель начальника станции по оперативным вопросам Федор Захаров. – По их результатам за коллективом признали рекордное число формирования составов массой девять тысяч тонн каждый. Под занавес прошлого года мы записали в свой актив 15 тысяч таковых. Первое место!

Ныне станция является одной из крупнейших сортировочных узлов на магистрали, входит в список решающих точек железнодорожной сети. После двух лет модернизации (с 2012 по 2014 год) запустили комплексную систему автоматического управления – в рамках специальной программы «РЖД».

По словам начальника станции Александра Будылина, сортировка начинается с грамотного приема эшелонов. Потом от них отцепляют локомотивы. Затем вагоны закатывают на возвышение, далее наступает момент роспуска – под действием силы тяжести те сами съезжают под горку. По одному или звеньями.

Другими словами, идет формирование новых составов согласно адресатам в конечных пунктах назначения.

– Идея заключается в том, что датчики на участке спуска с горки чутко контролируют и мгновенно реагируют на ситуацию. Если нужно, по их сигналу спецмеханизмы осаживают вагон в зависимости от его веса и скорости, – поясняет Александр Будылин. – А движущаяся махина иногда может достигать 90 тонн.

Как рассказывает начальник станции, на упомянутой горке свет клином не сошелся. Различные данные с автоматической линии поступают на компьютерные дисплеи в диспетчерскую. Ее здание, кстати, несколько напоминает аналогичную аэродромную службу.

Сотрудники одного из секторов практически «поименно» отслеживают график движения составов прямо с места отправления и встречают их. Другая группа операторов технологического отдела организует проверку-подготовку сопроводительных документов каждого вагона. Третья бригада занимается непосредственно роспус-
ком.

С обширного застекленного балкона диспетчерской открывается чудесный вид на беспокойное хозяйство. Но краев не углядишь, как ни старайся. Ибо хитросплетение путей тянется аж на 9 километров. И скучать уж точно некогда. Время – 13.30. На электронном табло в центральном зале высвечена плановая цифра ожидаемых за сутки вагонов – 8358, рядом фактическая – обработано 7531.

Вдали среди яркой майской зелени Новоалтайска грозными бастионами смотрятся две высокие водонапорные башни из красного кирпича. Малый остаток далекого железнодорожного прошлого…

…Зал новоалтайского культурного центра – под завязку. Много гостей с подарками, бойкие юные танцоры. Оно и понятно, такие мероприятия случаются не часто. Не чаще одного раза в сто лет. И все это время станция тесно переплетала свою производственную жизнь с историей края и страны.

Ее работники даже в самые сложные периоды отличались преданностью делу. Так было и в годы Великой Отечественной войны, и в не менее сложное время восстановления народного хозяйства, и в целинную эпопею.

С образованием компании «РЖД» станция открыла новую трудовую страницу. Благодаря масштабным инвестициям облик ее разительно преобразился. В частности, только на строительство нового вокзального комплекса потрачено свыше 140 млн. руб. Ежесуточно с вокзала отправляется 39 пар пассажирских поездов, обслуживается более 2500 пассажиров.

Справка
Сегодня коллектив станции насчитывает 268 человек. Здесь гордятся трудовыми династиями семей Штин, Исайкиных, Захаровых. 

*   *   *

Другой долгожитель

1 марта свое 100-летие отметила железнодорожная станция Бийск.

Напомним, что сквозное движение уже действовало. Однако вопрос о строительстве ветки, соединившей Бийск с Барнаулом, местные купцы подняли еще в 1908 году. Реальный процесс затянулся на несколько лет. Ближе к концу 1911 года проложили городскую дорогу – для доставки стройматериалов от пристани до будущего вокзала. Путь вспомогательный, «карьерный», но именно на него легла вся нагрузка по укладке линии от ст. Алтайская до ст. Бийск… В прошлом году объем грузовой работы на бийском узле составил к плану 100,2% – 8036 вагонов, что на 0,5% выше показателей 2013 года.

Фоторепортаж