Каждый художник пытается остановить время: преподаватель барнаульской ДХШ № 2 Наталья Адасикова

17:00, 24 мая 2016г, Культура 2475


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В барнаульской картинной галерее «Лукоморье» завершилась персональная выставка «Между секундами». Её автор – талантливая художница, мама двоих сыновей, преподаватель барнаульской детской художественной школы № 2 Наталья Адасикова ответила на вопросы «АП».

– Наталья, прежде всего расскажите, как вы решили стать художницей?

– В каждом ребёнке живёт художник, поэт, музыкант или кто-то ещё. Но любой талант может завянуть, если его не поливать. Мама гордилась моими детскими рисунками, поэтому отвела меня в совсем новую тогда барнаульскую художественную школу № 2. Так я и пошла по этому пути: после школы поступила в Новоалтайское художественное училище. Затем отправилась в Красноярск, где шесть лет училась в художественном институте. Там у меня была прекрасная студенческая практика на Байкале и в Санкт-Петербурге. В институте уже чётко осознала, что художник поселился во мне окончательно.

– И какое впечатление на вас произвёл тогда Санкт-Петербург – Мекка для любителей искусства и истории?

– Когда приезжаешь в новый город, то обычно сразу понимаешь, твой он или нет. Так вот я была просто восхищена Петербургом, ходила и смотрела на всё широко открытыми глазами. Узкие улицы, множество скульптур. Река, разрезающая город. Или, наоборот, объединяющая. В течение трёх месяцев мы копировали подлинники гениальных мастеров в Эрмитаже, посещали музеи Набокова, Достоевского и, конечно, писали этюды городских пейзажей. Зарядилась там огромным объёмом информации. Вместе с тем постоянно жить в Северной столице я бы не хотела. Мне нравится наш уютный, камерный городок. Ритм жизни здесь более комфортный, нежели в мегаполисах. Легче дышится и творится.

– Как рождается замысел будущей картины?

– Иногда спонтанно, но чаще в результате тщательного обдумывания. Основная составляющая успеха художника – это тяжёлый труд, а на вдохновение приходится лишь маленький процент. В любом случае нужно много работать, преодолевать себя, бороться с какой-то темой или материалом. Уделяю творчеству ежедневно около пяти часов. Иногда картины пишутся на одном дыхании, а некоторые долго зреют, приходится их оставлять на несколько месяцев.

– Используете ли вы в своей работе какие-либо современные технологии или вам привычнее классический стиль живописи?

– Не могу сказать, что работаю лишь академически. Порой технические средства позволяют лучше выразить определённый сюжет. Наиболее явно смешение стилей представлено в графике. Большинство художников в любом случае сначала проходят обучение в классическом стиле. Много копируют шедевры живописи. Так же как музыканты учатся, играя гаммы. А уже затем по мере творческого роста следуют своей интуиции. Когда человек обладает азбукой, ремеслом, то может реализовать любые свои идеи, сфокусировав их на бумаге или холсте.

– Как родилась идея выставки? И почему она называется «Между секундами»?

– Каждый художник пытается остановить время, которое имеет не только длину, но и глубину. Иногда секунда важнее дня, месяца. И я в своих работах стараюсь зацепиться за какую-то маленькую вещицу, которая подчиняет себе весь мир, словно погружая его в состояние покоя и сна. Будь то фигурка лошадки из коллекции старшего сына Глеба, который занимается конным спортом, или серьга, одиноко лежащая на камнях и ставшая для кого-то потерей, а для кого-то находкой.

Идею организовать выставку мне подсказала моя первая учительница, а ныне директор нашей школы Ольга Михайловна Смуткина. В какие-то трудные моменты к ней всегда можно прийти и получить совет. Есть ещё один человек, без которого этой выставки, наверное, не было бы. Это мой муж Игорь, с которым мы познакомились в Красноярском художественном институте. Он мой первый и самый жёсткий критик, потому что прекрасно разбирается в искусстве.

– Как на детях сказывается творческая атмосфера в семье?

– Теперь понимаю, как в семье музыкантов, к примеру, дети с трёх лет играют на фортепиано. Для моих сыновей писать маслом вполне естественно. У нас свой дом, в котором оборудована небольшая мастерская, где они всегда могут взять краски, кисти, скульптурный пластилин. Глеб в свои шесть лет мечтает стать скульптором или режиссёром. Младший Миша в своих предпочтениях пока определяется. Дети, конечно, не дают расслабиться. До их рождения казалось, что времени мало, ничего не успевала. Институт, экзамены, сессии без конца. А сейчас понимаю, что времени в студенческие годы было очень много. Поэтому приходится включать форсаж и параллельно работать сразу над несколькими полотнами.

– Вы ещё и преподаёте в художественной школе. Как всё успеваете?

– Для меня работа с детьми как хобби, от которого я получаю огромное удовольствие. Очень люблю заниматься с маленькими художниками, потому что они открытые, непосредственные, честнее взрослых. Всегда стремлюсь помочь им найти себя, выразить своё внутреннее состояние в какой-то композиции или рисунке.

– Талантливый человек, как известно, талантлив во всём. Что ещё входит в сферу ваших увлечений?

– Люблю шить, готовить, заметки пишу в свой дневничок, много читаю. Мой любимый писатель – Павич, который очень даже для меня цветной. Из художников мне близки импрессионисты. Сейчас нравится Матисс. Также люблю Петрова-Водкина.

– Над чем собираетесь работать в ближайшее время?

– Планы на лето – акварельные. У нас много цветов, которые я люблю писать. Ну и, конечно, продолжу работать над созданием городских пейзажей любимого Барнаула.

СПРАВКА
Наталья Адасикова родилась в 1977 году в городе Фрунзе (ныне Бишкек). После окончания работы родителей по распределению вернулась в Барнаул. В 2006 году окончила Красноярский государственный художественный институт по специальности «Живопись». С 1997 года принимает участие в городских, краевых выставках. С 2006 года работает преподавателем рисунка и живописи в детской художественной школе № 2. Работает в жанре пейзажа, натюрморта, жанровой композиции.

Фоторепортаж