Какие уникальные произведения представлены на выставках в Барнауле

16:15, 12 апреля 2018г, Культура 1130


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В Художественном музее открылись две выставки: на одной экспонируются факсимильные копии величайших полотен Винсента Ван Гога, исполненные современным цифровым способом на холсте. А вторая приурочена к Году балета в России и представляет произведения уникальные.

На выставку Ван Гога

Решение отдать два музейных зала копиям может показаться сомнительным.  Но в ГХМАК подчеркивают: одна из главных функций музея – просветительская, а у проекта компании «Арт-экспо» внятный образовательный посыл.

Под каждой работой – этикетка с подробной информацией. Скажем, вот знаменитая вангоговская «Звездная ночь над Роной»: мы узнаем и год создания, и технику, и настоящий размер полотна. И даже некоторые обстоятельства написания картины: «Ночные городские пейзажи привлекали Ван Гога. Здесь он пытается передать эффекты ночного освещения. Но первое, что приковывает внимание, – небосвод, усыпанный крупными звездами» – в таком духе.

В Барнаул прибыли 67 репродукций в технике «жикле», воспроизводящей не только цвет, но даже дефекты холста, такие, как образовавшиеся от времени трещинки красочного слоя – кракелюры.

– Выставка проехала по городам Центральной России и везде имела понятный успех, – говорит сотрудница ГХМАК Светлана  Артюхова. – Зрителей привлекают имя художника и возможность посмотреть его работы не в альбоме или Интернете, а на холсте и в размере, близком к оригинальному. Похожие проекты проходят и в других музеях: где-то предлагают рассматривать полотна великих через 3D-очки или проецируют их на стены в огромном формате. Для нас это эксперимент такого же  порядка.

Заметим, что образ самого живописца, чья трагическая судьба и удивительная живопись давно стали достоянием поп-культуры, такому подходу не слишком сопротивляется.

Хрупкая красота

Год балета, объявленный в России, посвящен не только нашему несомненному культурному достоянию, но еще и 200-летию со дня рождения балетмейстера Мариуса Петипа.

А маленькая экспозиция Художественного музея представляет других героев сцены: Анну Павлову, с которой был лично знаком выдающийся скульптор Георгий Лавров, изваявший ее, усталую и сломленную, в мраморе. Ее портрет со сложенными крыльями – это не только намек на роль Одетты – Одиллии в «Лебедином озере», но и на те трудные для балерины времена, которые застал в Париже очарованный ею Лавров.

Блистательная Майя Плисецкая предстает в виде фарфоровой статуэтки Галины Чечулиной, а еще на портрете Артура Фонвизина – спешите увидеть, акварель нельзя экспонировать подолгу. Есть три статуэтки Вацлава Нижинского в разных сценических образах (работы Ольги Алексеевой). И практически все работы, за исключением разве что маленькой лаковой шкатулки с тонкой перламутровой инкрустацией, несут печать если не трагедии, то драмы.

Фоторепортаж