Как воспитать чемпионов от науки?

14:34, 14 июля 2018г, Наука 1244


1
1

На этот вопрос отвечали на истекшей неделе лучшие педагоги края, собравшись в АлтГТУ на Всероссийскую научно-практическую конференцию образовательных центров Фонда Андрея Мельниченко, проходившую у нас на Алтае и в Сибири впервые. Преподаватели девяти регионов России, в которых открыты центры Фонда, поделились секретами обучения одаренных детей в сфере естественнонаучного и инженерно-технического образования. Конференция была организована Фондом Андрея Мельниченко при поддержке Правительства Алтайского края и Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова.

В первый день конференции состоялась одна из самых важных и интересных панельных дискуссий на тему «Будущее образования: одаренность VS стандартизация». Ее участники обсудили темы, связанные с сокращением часов на важнейшие предметы – физику, химию и математику. По мнению педагогов, сокращение часов лишает школьников возможности раскрыть свои таланты. Выход из данной ситуации – допобразование, которое предлагает Фонд Андрея Мельниченко, где осуществляется индивидуальный подход к детям и дается полная свобода для научного творчества. Практико-ориентированные образовательные программы построены с учетом возрастных особенностей школьников и позволяют реализовать комплексный подход к начальной подготовке будущих инженеров-исследователей, ученых и естествоиспытателей.

На вопрос журналистов, почему именно в Алтайском крае стало возможно проведение данной конференции, исполнительный директор Фонда Андрея Мельниченко Александр Чередник ответил:

– Мы с самого начала рассматривали Алтайский край как общесибирский центр для обмена опытом. В пользу этого сыграло удобное географическое положение, а также то, что здесь базируются три наших центра. Немаловажно, что к работе с одаренными детьми привлечен отличный преподавательский состав. В целом, можно сказать, что даже через год работы в центрах повышается уровень образования детей, они приходят в обычные классы и рассказывают, как они учили физику, математику и так далее, как увлечены этим. Они при поддержке Фонда уже участвовали во всевозможных конкурсах, фестивалях и побеждали. Развивая такие центры, мы готовим олимпийских чемпионов от науки. При этом нужно отметить, что все одаренные дети довольно индивидуальны, поэтому каждый центр в России подходит к их обучению, несмотря на какие-то общие методические требования, по-своему. В результате появляются интересные педагогические находки. Вот ими на конференции и обменялись преподаватели. Также было определено общее направление, по которому все эти центры будут развиваться.

Врио министра образования и науки Алтайского края Александр Жидких рассказал о результатах работы центров. Во Всероссийской олимпиаде школьников участвует каждый год более 120 тысяч детей. В финал выходит порядка 20 алтайских школьников, 9 из них в этом году стали победителями и призерами на всероссийском уровне. Особенно ценно, что полторы тысячи школьников принимают участие в различных краевых мероприятиях, учебно-тренировочных сборах, математических боях, олимпиадах. Хорошим стимулом служит Губернаторская премия, которая присуждается 300 одаренным школьникам из победителей разного рода олимпиад.

– Увеличение числа молодых ученых на Алтае является основой модернизации нашей экономики, так что проведение научных исследований должно проходить параллельно с подготовкой молодого поколения, – отметил он. – Для этого мы проводим большую работу с вузами и общеобразовательными школами. Среди наиболее эффективных форм можно назвать профильное обучение, университетские субботы, научные десанты, сетевые открытые школы. Сегодня идет реализация программ, где предусмотрено участие школьников в работе научных коллективов на базе центров молодежного инновационного творчества «Наследники Ползунова» с акцентом на инженерно-технические и естественнонаучные дисциплины. Они соответствуют направлениям национально-технологической инициативы. Большая часть проектов реализуется в детском технопарке «Кванториум». Эффективность работы технопарка подтверждается победами на международных и всероссийских конкурсах. Только за два года функционирования технопарка 13 наших детей стали победителями и призерами всероссийских олимпиад и конкурсов. Совсем недавно благодаря Фонду школьник Данил Панов из Рубцовска открыл небесное светило, ранее неизвестное науке, и поехал в Канны на Всемирный конгресс.

Андрей Марков, ректор Алтайского государственного технического университета, также сообщил, что при вузе создано шесть центров молодежного инновационного творчества. Высокотехнологичные центры есть в Барнауле, Бийске, Рубцовске. Скоро откроется в Змеиногорске. Также есть проект по созданию мобильного технопарка, который будет курсировать между муниципалитетами и давать детям начальные навыки. Традиционно организуют и летние смены, в которых работают педагоги технопарка.

– Мы поддерживаем ребят в этих поездках. Мы стараемся, чтобы дети из центров общались между собой, мотивировали друг друга. Например, дети скоро поедут в Подмосковье на трехнедельную летнюю школу, – подчеркнул он.

В этом году начнет действовать программа дистанционного образования. Хороший специалист из любой точки России сможет читать лекции для всех желающих. Его увидят и услышат по всей России. Рябят уже и ранее готовили к олимпиадам преподаватели московских учебных заведений в режиме онлайн.

Также у руководства есть еще мысль создать некий алтайский «Сириус», где дети могли бы длительными периодами в течение учебного года жить, учиться, заниматься техническим творчеством.

Фоторепортаж
Блоги