Как в Алтайском крае будут развивать торговлю

18:46, 25 января 2018г, Экономика 1763


1
1

В ближайшие 8 лет у нас появится еще около 900 разноформатных торговых объектов, 142 новых заведения общественного питания и 100 предприятий бытового обслуживания. Такой прогноз приводят авторы Концепции развития торговли и услуг в Алтайском крае на период до 2025 года. Но, главное, в ней проведен анализ существующего положения и предложены варианты развития рынков, которые могут взять на вооружение предприниматели и муниципальные власти.

Документ разработан краевым управлением по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры и на днях появился на сайте ведомства. О том, как он создавался и какие проблемы должен решать, мы поговорили с замначальника управления Галиной Денежкиной.

– Галина Михайловна, давайте начнем с причин, по которым писалась концепция.

– Действующая краевая программа развития потребительского рынка закончилась в 2016 году, изменилась федеральная методика обеспеченности торговыми площадями, поэтому требовалось создать обновленный программный документ, в котором бы комплексно отражались проблемы отраслей, намечались пути их решения. И тогда возникла идея создания концепции, которая бы охватывала все сферы, курируемые управлением, – это торговля, в том числе электронная, сюда же относятся продвижение, популяризация алтайских товаров, общепит, бытовые услуги, придорожный сервис.

Несколько человек работали над концепцией в течение года. Затем проект был размещен на сайте управления, потом он обсуждался на заседаниях рабочей группы по торговле, в которую вошли общественные объединения, представители производственных и торговых предприятий, органов исполнительной власти, крайпотребсоюза. Их конструктивные предложения были учтены в окончательном варианте документа.

В каждом разделе описаны болевые точки отрасли. Например, не во всех селах с малой численностью есть стационарные магазины. Для торговцев их содержать невыгодно, поэтому муниципалитеты держат эту проблему на контроле, решая ее с помощью автолавок, снижают предпринимателям, торгующим в малых селах, налоговую нагрузку. По возможности льготы для такого бизнеса можно предусматривать в муниципальных программах развития предпринимательства. Мы считаем, что для выездной торговли надо привлекать крупный торговый бизнес, производственно-сбытовые кооперативы.

– В концепции говорится и о засилии сетевого ритейла, который мешает независимым магазинам. Насколько остра эта проблема?

– С позиции потребителей чем больше магазинов хороших и разных, тем богаче выбор, а цены ниже. И в идеале на рынке должно хватать места всем. Но сегодня сети развиваются более активно, а эффективность их бизнеса выше.

– На Западе экспансия сетей ограничивается территориально либо по времени работы. Могли бы мы перенять передовой опыт?

– На уровне региона мы это сделать не можем, нужно корректировать федеральное законодательство. В настоящее время оно разрешает одному игроку занимать до четверти рынка. Я не считаю правильным ограничивать время работы сетевых магазинов, так как это противоречит интересам населения. Да и не стоит городским торговцам преувеличивать давление со стороны сетевого ритейла. В крае свыше 14 тысяч магазинов, из них крупноформатных порядка тысячи, владельцы остальных относятся к малому бизнесу. Проблема эта есть в районных центрах. Но многопрофильные предприниматели, которые кроме продовольствия продают промышленные, особенно строительные товары, развивают общественное питание, чувствуют себя намного увереннее. Кто сумел диверсифицировать риски, тот неплохо развивается и на селе. Есть примеры, когда предприниматели владеют несколькими магазинами в своем районе, часть из них они размещают в деревнях, где нет серьезных конкурентов.

– А как выживать на селе самому малому бизнесу?

– В концепции предлагаются рецепты. В частности, занятие нестационарной торговлей. Она менее затратная и более приближена к покупательским потокам. В этом отношении Минпромторг предлагает поправки в закон 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», вводя главу, посвященную мобильной торговле. В ней будут прописаны порядок размещения таких объектов, права и обязанности предпринимателей и муниципалитета. В феврале министерство внесет проект поправок в Государственную думу.

Еще одно поприще, где свои силы может применить малый бизнес, – розничные рынки. Количество их по всей стране сокращается, так как федеральное законодательство очень жестко регулирует деятельность таких форматов, запрещая продажу алкоголя,  возлагая ответственность на владельца рынка за деятельность торгующих там предпринимателей. Хорошо, что в Алтайском крае сокращение не так проявляется, как в других регионах.

Опять же Минпромторг планирует либерализовать нынешние правила работы розничных рынков, прописав их отдельным разделом в 381-ФЗ.

– В концепции есть раздел, посвященный обеспечению доступности магазинов, столовых и комбинатов бытовых услуг для маломобильных групп населения. Как эту проблему решать?

– С 2014 по 2017 год количество доступных торговых объектов выросло на 13%, до 1317. Предприниматели расширяют входные группы, строят пандусы, расставляют соответствующим образом торговое оборудование. По закону каждый участник розничного рынка должен обеспечить условия для приобретения товаров инвалидами и людьми с детскими колясками. При новом строительстве магазин не может быть построен без учета потребностей маломобильного населения. Но у нас есть немало действующих магазинов, которые невозможно переоборудовать под их нужды. Законодательство в таком случае разрешает оказывать услуги таким категориям удаленным способом, например, доставить заказанный по телефону товар. Или установить кнопку вызова, чтобы персонал вышел на улицу,  принял заказ и обслужил. Но такие кнопки порой разбивают вандалы. И, конечно, в малых селах властям и предпринимателям надо выявить всех маломобильных инвалидов и закрепить их за торговой точкой.

А мы, как профильное управление, призываем хозяйствующие субъекты заниматься реконструкцией своих объектов. На эту тему разработали методические материалы, которые размещены на сайте управления, проводим семинары, рассылаем письма муниципалитетам и крупным предприятиям. Надо сказать, предприниматели понимают долю своей ответственности перед инвалидами. И совокупно около миллиона в год рублей тратят на решение этой социальной задачи.

– Концепция заканчивается таблицей целевых показателей, которых надо достигнуть к определенному сроку. Насколько реалистично выполнить этот план?

– Расчеты строились на анализе тенденций за предыдущие пять лет, а затем они экстраполировались на будущее. Так что цифры вполне реальные, тем более они будут ежегодно актуализироваться с учетом текущей ситуации. Какие-то разделы уточнятся после вступления в действие новых федеральных законов.

Концепция дополнится перечнем конкретных мероприятий, которые рекомендовано выполнять как муниципальным властям, так и участникам потребительского рынка. В ближайшее время мы планируем провести с муниципалитетами семинары, во время которых будем разъяснять положения концепции.

Фоторепортаж
Блоги