Как учатся воспитанницы «мариинского» класса в алтайской сельской школе

13:48, 12 марта 2018г, Общество 3205


1
1

В канун Международного женского дня «АП» побывала в кулундинской школе № 3 в единственном на сельской территории края мариинском классе. Как воспитать девушку личностью гармоничной? Чтобы не стала жертвой эмансипации, не выросла пацанкой или неумехой, неспособной кашу ребенку сварить и пуговицу к рубашке пришить? Эту задачу педагоги решали и в XIX веке, когда движение курировала императрица Мария Фёдоровна, отсюда название, и сейчас, когда оно возрождается в России. 

Эксперимент

Самое главное для наставниц мариинских классов – выпустить воспитанниц образованных, эрудированных, способных и дом вести, и умный разговор, и собственный бизнес. Занимаются такие классы по особому расписанию. В первой половине дня у девушек – общеобразовательные предметы, во второй – музыкальная гостиная, хореография, дефиле, этикет, рукоделие, преподавание навыков хозяйки дома.

Как сообщили в Минобразования края, точной статистики по количеству мариинских классов нет, поскольку в отличие от кадетского движения само явление пока скорее эксперимент, нежели массовая практика. Известно, что мариинки обучаются в Барнауле и Рубцовске. Изучив тему, педагоги Кулунды говорят: их класс – единственный сельский в регионе, а может, даже в России…

Когда три года назад педагоги и родители решились на эксперимент, тринадцать девчонок – нынешних семиклассниц только перешли в пятый.

Заказав рубцовским швеям-мастерицам стильные форменные комплекты, жилетки с юбочками в клетку, взрослые понимали, что это только первый шаг в большое дело. И переживали, конечно, как все первопроходцы. Директор кулундинской школы № 3 Любовь Гукова помнит начало в деталях:

– Спасибо родителям, которые поддержали нас, рассказав своим дочкам о сути мариинского образования. Честно, вопросов тогда было больше, чем ответов. Где обычному учителю переквалифицироваться в классную даму? Как вести музыкальные занятия или, например, дефиле? Но даже после того, как воспитанницы прошли отбор и класс был сформирован, мы не знали, насколько быстро они адаптируются к своему новому статусу. Первое время учащиеся обычных классов посмеивались над формой девочек. Но насмешки закончились, когда впервые мариинки, наши юные сударыни, в своей парадной форме прошли красивым строем на 9 Мая – скромные, улыбчивые, с гордой осанкой и хорошими манерами. 

«Держать спину»

Рассудительным не по годам барышням можно не задавать вопросов – на главные из них каждая отвечала уже не раз и ровесникам, и родным. С Настей Чивас «случился немножко шок», когда после четвертого класса семья предложила ей пойти в пятый мариинский.

– «Какой-какой класс? Вы это серьезно?» – переспрашивала я родителей. И даже бунтовала дома. Мы ведь с первоклашек были обычными ученицами, занятия второй половины дня считали необязательными. Первый год был трудным. Но мы приняли клятву, остепенились, втянулись, и оказалось, что жить правильно, по Кодексу воспитанниц мариинского класса, – это даже приятно. Поменялось сознание, появилось ощущение того, что мы леди, барышни и должны соответствовать этому статусу.

Каждый день мариинок начинается с построения и молитвы Оптинских старцев. Довольно сложный для неподготовленного человека канонический текст оказался доступным пониманию подростка.

– Прежде всего для нас это моральный настрой на новый день. Читая,  осознаем каждую фразу, завершаем словом «аминь» – «пусть так и будет». Не важно, сколько человеку лет. Он должен учиться не раздражаться по мелочам, искать внутреннюю гармонию. Это несложно, надо лишь сосредоточиться и выполнить правила хотя бы этого дня, – мудро замечает Светлана Худняк.

А тем, кому кажутся несерьезными предметы дефиле и хореографии, напомним: формирование осанки – проблема не только и не столько эстетическая. Сколиозы и искривления диагностируются сейчас у большинства школьников – привет от сидячего образа жизни. Меж тем ровный позвоночник – залог здоровья на долгие годы, гарант правильной работы всех органов и систем организма и, как следствие, высокая успеваемость и способность концентрироваться на предмете урока. Комплимент преподавателю Марии Коротких – за три года у воспитанниц уже сформировалась привычка держать спину. Девочки, не сговариваясь, называют самыми успевающими в хореографии Марию Усову и Арину Рожкову, а пальму первенства в дефиле отдают Софье Шуст, девочке с идеальной осанкой. Перфетки, словом. Воспитанницы, достигшие совершенства в гимназических дисциплинах, от французского parfaite.

«Общества этап»

Впервые в жизни мне предстояло познакомиться с настоящей классной дамой. Загодя воображение подсовывало образы, созданные литературой: булгаковский «дортуар пепиньерок» и в нем – некая сухая фон Клопке в пенсне, плохо говорящая по-русски, зато способная держать железную дисциплину в классе.

Конечно, реальная наставница Любовь Захарова, внимательная и улыбчивая, оказалась весьма далека от книжного стереотипа. Любовь Ивановна учительствует более тридцати лет, за три года в должности классной дамы она успела заметить отличия учениц обычных классов от своих воспитанниц:

– Мариинское движение прежде всего дает девочкам, живущим в унифицированном мире, возможность вырасти женственной, осознать свои гендерные преимущества. Это знания, которые можно получить только в мариинском классе. И если поначалу некоторым родителям казалось, что детям тяжело целый день находиться в таком организованном педагогическом пространстве, то со временем его достоинства стали очевидны. Все то время, пока мамы и папы на работе, воспитанницы заняты делом.

Молва по Кулунде идет. Сегодня уже мамы и папы из других школ интересуются, как зачислить дочь в мариинский класс. Видимо, одним составом школа № 3 не ограничится.

Быстро пролетят школьные годы мариинок. Немногие из них, наверное, станут пепиньерками – решат после основного образовательного курса выучиться на классных дам. Но абсолютно точно все выйдут в жизнь, усвоив главную истину. Всему начало – женщина. Красивая, умная, воспитанная, образованная, здоровая, способная и светскую беседу поддержать, и вкусный семейный обед приготовить. Та, которой достанет разума не превратиться в ломовую лошадь. Проблема, о которой лучше других сказал поэт Евтушенко: «Какой занятный общества этап, коварно подготовленный веками: мужчины стали чем-то вроде баб, а женщины – почти что мужиками».

Кто-то еще считает, что мариинское образование – пережиток прошлого?

*   *   *

Из жизни мариинок XIX века

Устав женских гимназий Ведомства учреждений супруги Павла I императрицы Марии Федоровны был утвержден в 1862 году. До революции в России действовало около двухсот таких гимназий с семилетним курсом обучения. Выпускницы получали аттестат домашней учительницы, а лучшие без экзаменов зачислялись на педагогические курсы.

Температура в дортуаре не превышала 16 °С – холодно по современным школьным нормам. Девушки, находившиеся на полном пансионе, спали на жестких матрасах, поднимались в 6 утра, умывались ледяной водой. Занятия начинались рано, в расписании значилось по восемь уроков в день. Впрочем, барышни умело хитрили. Овладев искусством падать в обморок, они попадали в лазарет, где можно было отогреться и выспаться.

Меню воспитанниц не отличалось изысками. Завтрак – хлеб с маслом и сыром, каша, чай; обед – суп без мяса, мясо из супа, пирожок; ужин – чай с булкой. В постные дни рацион ужесточался.

Фоторепортаж
Блоги