Как создаётся волшебство в алтайском театре «Сказке»

20:50, 22 марта 2018г, Культура 1538


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Карьера в театре не обязательно означает переход от эпизодических ролей к ведущим. Наша героиня Татьяна Якушкина в 2003-м пришла в театр «Сказка» контролером, сменила несколько театральных профессий, и сегодня она заведующая постановочной частью кукольного театра.

Мы встретились с Татьяной Александровной накануне Международного дня кукольника и поговорили о том, как рождается магия для самых юных зрителей.

Всё делается вручную

Художественно-постановочная часть – это театральные цеха, в которых создаются декорации, сценические эффекты, бутафория и костюмы актеров. В кукольном театре бутафоры на особом счету: именно они по эскизам художников-постановщиков изготавливают реквизит и персонажей будущего спектакля из дерева или папье-маше.

В день премьеры «Евгения Онегина» в бутафорских цехах уже кипит работа над «Алисой в стране чудес», которой театр будет открывать следующий сезон. Художница Надежда Стратий клеит ноги для куклы-тантамарески, Дарья Вострикова работает с папье-маше. По стенам висят куклы из действующих спектаклей, которые нужно подновить. В соседнем закутке конструктор Виталий Абрамов шлифует металлические детали механизмов.

«Вот попробуйте сами!» – Татьяна Якушкина подает мне куклу из спектакля «Царевна-лягушка», эпизодическую гостью на пиру. Под платьем у куклы обнаруживаются удобные рычаги, управляющие движениями головы. А если бы это был главный персонаж, у нее бы еще открывался рот и двигались руки.

– Эти механизмы наш Виталий Михайлович делает, и каждый раз перед ним какая-то новая задача, – говорит Татьяна.

– А из чего сделана борода у той куклы?

– Это канат, мы его расплели, покрасили и красиво приклеили. Честно говоря, когда я только узнавала, как все это делается, сама изумлялась, – смеется Татьяна. – А какие парики и ресницы делают наши бутафоры! Вы даже не представляете, насколько это кропотливый труд. Все, что вы видите на сцене, изготавливают в этих цехах. Сегодня вечером в «Евгении Онегине» будут белые перышки – их делали вручную из вуали, прорезая ткань иглой.

20 дней – на куклу

– Сначала я пришла в «Сказку» контролером. Для мамы маленьких детей это удобная работа: отвела старшую дочь в школу, проверила билеты, забрала из школы, – рассказывает Татьяна. – Тогда я пересмотрела все спектакли, и чем дольше смотрела, тем больше влюблялась, знала в них каждую мелочь. Благодаря чему потом смогла работать реквизитором, костюмером, завскладом. Но если реквизитором я была предоставлена сама себе и куклам, то будучи завпостом работаю с людьми, а тут у каждого свой характер.

Работа Татьяны над спектаклем начинается с приезда художника. Сначала на худсовете все знакомятся с эскизами будущей постановки, а затем на техническом совете распределяется, кто что конкретно и в какие сроки должен сделать.

– На кукол уходит примерно 20 дней, что на одну, что на десять. Таков процесс: пока она не высохнет, нельзя, например, крепить болтики. Проклеили поролон – и она снова сохнет. Головы лепят наши скульпторы Оля Косенкова и Любовь Константинова. Вообще у нас семь бутафоров, у каждого своя специализация: кто-то головные уборы делает, а кто-то вырежет из дерева все что угодно. Где этому учатся? Многие просто приходят к нам и учатся. Я и сама по профессии закройщик. А наш бутафор-конструктор до театра работал учителем труда.

Завпост – промежуточное звено между художником-постановщиком и цехами. У каждого художника свои требования: одному на сцене нужны исключительно натуральные хлопок и лен, другому – чтобы все было нежным и воздушным.

– Продавцы магазинов тканей уже знают, что мы придем часа на четыре, будем разматывать рулоны, чтобы попробовать материю на воздушность, и просить отрезать нам по 20 – 30 сантиметров каждой, – со смехом рассказывает Татьяна. – В спектакле «Новогоднее путешествие Емели» только на щуку ушло пять видов ткани.

Любимая часть работы нашей героини – рассматривать эскизы будущего спектакля. А самое неприятное – когда что-то сделанное бутафорами для постановки в итоге не пригождается режиссеру, такое тоже бывает.

Кстати, сегодня Татьяна продолжает работать контролером на полставки – говорит, не может без этого: «Как это там все пройдет без меня?!» С улыбкой вспоминает, как недавно после спектакля «Спящая красавица» вышел мужчина и говорит: «Ничего себе! Я думал, тут просто куклы, а у вас настоящий театр!» И видеть это удивление ей очень приятно.

Новости партнеров
Фоторепортаж