Как сохранить пригородное и межмуниципальное автобусное сообщение

20:30, 03 апреля 2018г, Транспорт 1768


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Только при поддержке властей можно сохранить пригородное и межмуниципальное автобусное сообщение в Алтайском крае. Такое мнение было высказано при подведении итогов пассажироперевозок за 2017 год.

Рост конкуренции

Во вступительном докладе начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству Минстройтранса края Дмитрий Коровин сказал, что пассажироперевозчики работают в условиях усиливающейся конкуренции. У населения появляется всё больше автомобилей, интернет-услуги позволяют заказывать вещи и продукты дистанционно. Отбирают хлеб у автобусников интернет-агрегаторы типа BlaBlaCar, «Поехали», «Попутчики». В результате легальный рынок автоперевозок сужается. Только барнаульский автовокзал за последние 5 лет отменил четверть рейсов. Тем не менее годовой объем пассажиров составляет в крае около 170 млн человек. И спрос на перевозчиков остается.

«Учитывая, что рынок автобусного движения давно сформировался, краевые власти не стали проводить массовые конкурсы, а раздали свидетельства на право перевозок на 30 лет. А вам остается только работать безаварийно, соблюдать все требования законодательства и передавать от отца к сыну данный вид бизнеса», – пожелал Дмитрий Коровин руководителям автотранспортных предприятий (АТП), которых в зале собралось более сотни.

Аварийность

Кстати, с соблюдением требований законодательства и безаварийностью среди автобусников не всё хорошо. Об этом говорил Виктор Левченко,  заместитель начальника отдела надзора УГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю. Он отметил, что за прошлый год почти вдвое выросло количество штрафов у водителей автобусов. Среди причин аварийности – неудовлетворительное состояние автобусов, низкая дисциплина водителей, которые нарушают правила безопасности и требования ПДД, в том числе нарушения водителями режима труда и отдыха. Часто работодатели заставляют их перерабатывать.

Чтобы прекратить подобную практику, автобусы по всей стране оснащаются тахографами, отслеживающими режим работы водителей. Пока их обязаны иметь междугородние автобусы, но с 1 июля этого года такая норма вводится в отношении пригородного транспорта, а через год и городского. С 24 декабря вступил в силу приказ Минтранса о предрейсовом контроле.

При проверках перевозчиков с этого года применяется риск-ориентированный подход. Поскольку большая часть перевозчиков попала в низкорисковую категорию, то к ним будут приходить инспекторы раз в 10 лет. 2 – 3 процента отнесены к среднерисковой категории, проверки которой планируются раз в 5 лет. Таким образом, сделан большой шаг по снятию административного давления на малый и средний бизнес, считает Станислав Ильин, замруководителя краевого управления Госавтодорнадзора.

Тревожный взгляд

Однако президент некоммерческого партнерства «Автомобильные перевозчики Алтая» Николай Орлов с тревогой смотрит в будущее. На убыточных внутрирайонных и пригородных маршрутах работают в основном муниципальные АТП. Их в регионе осталось 11, и только шесть чувствуют себя более-менее нормально – это Рубцовское, Ребрихинское, Тальменское, Михайловское, Чарышское и Усть-Калманское. Еще пять проходят процедуру банкротства или ликвидации – в Баевском, Залесовском, Кытмановском, Смоленском и Шипуновском районах.

По мнению Николая Орлова, приказ Минтранса РФ № 277 о порядке оснащения транспортных средств тахографами окончательно поставит крест на пригородном сообщении. Свое предположение он объясняет высокой стоимостью прибора (около 50 тысяч рублей). В этих условиях он предлагает перевозчикам тесно сотрудничать с муниципальными властями, добиваясь от них компенсаций из бюджета убытков АТП.

Сейчас совместно с управлением по транспорту и дорожному хозяйству некоммерческое партнерство подготовило обращение в совет муниципальных образований края, чтобы рассмотреть данную проблему на ближайшем заседании с участием глав районов, в которых муниципальные АТП еще сохранились.

«Мы хотели бы сказать, что в этих районах отсутствуют программы развития муниципальных перевозок пассажиров, предусматривающие средства на компенсацию убытков автопредприятий. В связи с этим просим при корректировке бюджетов в 2018 году предусмотреть необходимые средства», – сообщил Николай Орлов.

По его мнению,  перспективы развития автотранспорта в Алтайском крае выглядят неопределенными, поскольку в действующей государственной региональной программе развития транспорта не говорится о проблемах, а существующая автобусная сеть считается оптимальной и обеспечивающей требуемый уровень транспортного обслуживания населения.

Справедливости ради скажем, что в других сегментах рынка ситуация не столь плоха. Так, в прошлом году удалось сохранить на междугородних маршрутах показатели 2016 года. Небольшими темпами, но идет обновление техники. За последние десять лет на меж-
муниципальных маршрутах полностью исчезли «Газели» – их заменили автобусы малой вместимости.

Хотя тарифы на перевозку пассажиров нерегулируемые, но предприниматели подходят к ним аккуратно, понимая, что только ростом цены невозможно решить все свои экономические проблемы. Иначе они заставят пассажира искать другие виды транспорта.

Не случайно одной из тем совещания был переход автобусов на сжиженный газ, который вдвое дешевле бензина и солярки. Это тем более актуально, что государство субсидирует перевозчикам приобретение такой техники.

Фоторепортаж