Как пандемия коронавируса изменила российский рынок недвижимости?

11:52, 29 июня 2020г, Общество 766


1
1

Кризис, вызванный вирусной пандемией, повлиял на большинство сфер промышленности и бизнеса. Рынок недвижимости не стал исключением. Международный инвестор Дмитрий Леус охарактеризовал (источник https://www.newsru.com/realty/24apr2020/retail.html) ситуацию на рынке во время карантина, а также спрогнозировал, что изменится к концу года. Эксперт рассказал, как изменится инвестиционная привлекательность разных объектов.

Вначале 2020 года на рынке недвижимости России наблюдалось оживление, связанное со снижением ипотечной ставки, а также ослаблением национальной валюты. Это привело к удешевлению стоимости 1 кв.м площади и повышению количества спекулятивных сделок. Во втором квартале 2020 года наблюдалось повышение стоимости недвижимости на 7%, поэтому количество инвестиций снизилось.

Еще до введения карантина рынок находился в фазе стагнации. Карантинные меры привели к огромным изменениям в стратегиях развития бизнеса, что повлияло на положение недвижимости. До вирусной пандемии большая часть вложений припадала на офисы и торговые площади (около 78%). Именно эти объекты больше всего пострадали от режима самоизоляции, потеряв очки инвестиционной привлекательности. Лидирующие позиции отошли логистическим и складским объектам.

Как вирусный кризис повлиял на положение офисной недвижимости?

Режим самоизоляции привел к массовому закрытию офисов и переходу на удаленную работу. Тысячи компаний освоили цифровые технологии для коммуникации внутри коллектива, оценив преимущества работы из дома. Руководство многих предприятий пришло к выводу, что содержать весь штат сотрудников нецелесообразно. Гораздо выгодней часть из них оставить на "удаленке". Ведь правильное распределение задач позволяет добиться неплохой эффективности.

Часть сотрудников радостно воспринимает окончание карантина, и возможность вернуться в коллектив. Но есть и те, кто решит остаться на удаленной работе, оценив финансовую выгоду и возможность самостоятельно планировать рабочий график. Дмитрий Леус говорит, что по выходу из карантина многие компании захотят сменить локацию или вовсе отказаться от офлайн-офиса.

Уже сейчас прослеживается тенденция развития технологий для организации "виртуальных офисов". Прогрессивные компании восприняли карантинные ограничения, как возможность навсегда избавиться от привязанности к одному месту. Средства, сэкономленные на аренде помещения, содержания части сотрудников и оргтехники, направят на разработку и внедрения цифровых технологий. Это цифровая трансформация бизнеса, о которой так часто говорит Дмитрий Леус.

Все эти процессы приведут к тому, что офисная недвижимость потеряет часть инвестиций. К концу 2020 прогнозируют не больше $700 млн, что на $400 млн меньше, чем в прошлом году. Особенно это коснется низкокачественных объектов, которые сейчас доступны в огромном количестве. При этом Дмитрий Леус прогнозирует повышение инвестиционной привлекательности коммерческой недвижимости высокого класса. Офисы категории "А" останутся востребованными, поэтому не ожидается снижение цен на аренду.

Что происходит с торговыми площадками?

Ритейл недвижимость проседает в позициях привлекательности для инвесторов на протяжении последних трех лет. Дмитрий Леус отмечает стабильное снижение количества введенных торговых центров в столице. Инвестор прогнозирует, что к концу года большая часть инвестиционных проектов сместится в регионы, где рынок не перенасыщен развлекательными объектами.

Наиболее успешными станут торговые центры, большую площадь которых займет фуд-корт. А место огромных магазинов, займут шоурумы или даже пункты выдачи заказов из интернет-магазинов. Даже продавцы электроники, которые до последнего отстаивали необходимость содержать огромные площади, изменили свое мнение. Все чаще они вкладывают средства в цифровые технологии, уменьшая площади магазинов.

Переход ритейла в онлайн сильно ускорился во время карантина. Когда торговые центры закрылись, единственным способом продолжить работу стали социальные сети, доски объявлений типа Avito или собственные интернет-магазины. Те, кому удалось быстро наладить переход в онлайн, показали неплохие результаты продаж. Поэтому не все бренды вернутся к аренде помещений.

Дмитрий Леус считает, что в 2020-2021 году увеличатся масштабы регионального строительства развлекательных центров, а также развития системы логистики. Эти направления он называет наиболее перспективным для вложений. Особенно складские помещения, показывающие непрерывный рост и понемногу вытесняющие из таблицы лидеров офисные и торговые объекты.

На правах рекламы.

 
Фоторепортаж