Как накормить туриста...

14:00, 21 сентября 2015г, Туризм 2123


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

...и сделать кулинарное путешествие по Алтайскому краю еще вкуснее?

Шеф-повар комплекса «Пятое колесо» готовит каре марала, кулинары «Бивера» разработали коктейль на основе еловых шишек и брусники, в белокурихинском ресторане «Трактир Дилижанс» подают потрясающие слойки из облепихи, в Родинском районе предлагают блины с припеком и свеклу с алтайским сыром, а в барнаульском ресторане «Ползуновъ» гостей угощают супом из тыквы с семечками.

Кулинарное реноме

Это все сейчас могут отведать туристы, посетившие Алтайский край. А ведь еще несколько лет назад гастрономический туризм не выделялся так настойчиво в отдельное направление отрасли. Однако в последнее время путешествия с заездом в кафе и усадьбы, где можно отведать местные продукты, стали неотъемлемой частью алтайских маршрутов. Это произошло во многом благодаря развитию событийного туризма, так называемых вкусных мероприятий, где происходит настоящий пир горой!

Сейчас в нашем календаре тринадцать таких событий. Среди них есть крупные, которые собирают до 17 тысяч туристов, – фестиваль напитков «Алтайфест», фестиваль -
ярмарка «Дни алтайского сыра» и небольшие сельские, но уже успевшие завоевать популярность. Это «Праздник сыра» в Куягане, праздник «Малосольный огурец – всякому делу венец» в Старобелокурихе, фестиваль вареника «Все будет смачно» в Романово и другие.

– Иметь потенциал – это одно дело, а желание его задействовать совсем другое. И то реноме, которое сейчас есть у Алтайского края как гастрономического региона, – результат проделанной работы, – говорил профессор кафедры аграрного туризма Российского государственного аграрного университета Александр Мерзлов во время Столыпинской конференции. – Недавно я вернулся из экспедиции по Архангельской области. Там все ссылаются на пример Алтайского края. Но конкуренция в гастрономическом туризме очень большая. Нужно идти на опережение. Ведь меняется сам турист, который приезжает в регион. Раньше он был готов довольствоваться малым, сейчас уже требует алтайских блюд, а завтра ему станет необходим более комплексный подход, чтобы были и гастрономия, и средства размещения, и сельское наследие.

По мнению экспертов, только комплексный подход в развитии гастрономического туризма поможет реализовать предоставленный санкциями шанс по увеличению турпотока.

– Алтайский край позиционирует себя как туристический и сельскохозяйственный регион, – подчеркивает Александр Мерзлов. – Производимые здесь продукты хорошо известны всей стране. Чем больше будете перерабатывать и продавать туристам, тем больше заработаете. Ведь гастрономия придает стоимость сельхозпродукции. Она является брендом территории. Вкусный территориальный бренд – это то, что нужно для привлечения туристов. Если гостя хорошо покормят, он многое готов простить. Местные продуктовые бренды позволяют поддержать сельхозпроизводителя и внести вклад в раскрутку территории.

Такой комплексный подход уже может предоставить своим отдыхающим семья Кокориных в усадьбе «Три А тур» Смоленского района. Здесь специализируются на сельском туризме – отдыхе в деревне. Гостям хозяева предлагают катание на лошадях, рыбалку, сплавы по реке. Отдыхающих кормят продуктами, выращенными на собственном огороде и полученными от домашнего хозяйства. Это деревенское молоко, сыр, творог, свежие овощи и зелень. Именно на основе козьего и коровьего молока предприниматели и делают сыры. Их выпуском Кокорины занимаются уже давно. Посетители фермы могут попробовать сыры с алтайскими травами, изюмом, грецким орехом. Здесь даже производят аналог французского камамбера.

– Спрос на камамбер хороший, – говорит Александр Кокорин. – Ведь всегда интересно попробовать настоящие продукты, произведенные на сельской ферме. В наших сырах нет ни красителей, ни искусственных наполнителей. Туристам нравится. 

Всё будет смачно?

Хорошим стимулом в развитии гастрономического туризма в регионе стали различные праздники, посвященные определенному продукту.

– В этом году в Романовском районе буквально за месяц организовали праздник вареника «Все будет смачно», который собрал пять тысяч туристов, – говорит директор Алтайтурцентра Татьяна Сажаева. – Нужно было сделать праздник не где-нибудь в селе, а там, где массово собираются люди – на базе «Гуселетовские плесы». То есть максимально приблизить мероприятие к потоку туристов. Во-вторых, важно провести не просто фестиваль вареника, а организовать продовольственную ярмарку. Иными словами, как раз накормить туриста. Шаг довольно рискованный, но он удался. Ведь проблема в том, что, как правило, на озера едут люди со своим стандартным набором продуктов из супермаркета. В Романово же решили пригласить на площадку поторговать, накормить и получить прибыль всех желающих даже из соседних районов. Фестиваль продукта перерос в красивую ярмарку. Это был хороший ход.

В организации таких событий действительно много подводных камней. Приготовленный с пылу с жару праздник не всегда удается правильно продвинуть, организовать, подобрать место. К тому же стратегия фестивалей на одно лицо - когда сыр, вареники, мед и другие продукты чередуются в разных районах - не всегда оправданна. Нужна своя фишка,  привлекающая гостей.

– Турист ждет приятных неожиданностей, – отмечает Александр Мерзлов. – У нас же очень часто выбирается стратегия подражания. Всем кажется, что это оригинально, но на самом деле нет. Особенно все очевидно для искушенного туриста. Один и тот же продукт, подсмотренный в других странах или регионах, при этом абсолютно не адаптированный к реальной среде, плохо ложится на местную культуру. Копия всегда хуже оригинала.

Для большего развития гастрономического туризма нужны «вкусные», интерактивные объекты. Гость всегда голосует возвратом. Никто не может проехать мимо пасеки Вячеслава Колесникова на «Бирюзовой Катуни», ресторана «Трактир Дилижанс» на территории комплекса «Сибирское подворье», где умеют создать атмосферу русского гостеприимства. Ведь здесь кормят свежими и вкусными блюдами: охотничьим супом в хлебе с чечевицей и домашними колбасками, алтайскими карпами, алтайскими сырами и многим другим. Хороший опыт есть у того же Романовского района. Там сначала присмотрелись к старой украинской хате, затем быстро отреставрировали ее, пригласили местные коллективы и… стали варить борщ, стряпать вареники. Туристы туда поехали. Печь, глиняная посуда, мебель, расшитые занавески и накидки – предметы быта украинских переселенцев помогают погрузиться гостю в процесс самостоятельного приготовления национальных блюд.

– Нужны не мертвые музеи национальных культур в районах, а интерактивные объекты,  – подчеркивает Татьяна Сажаева. – Все это можно создать и у кумандинцев, и у казахов, и у немцев. Главное, здесь умеют принимать, необходимы просто инициативные люди.

В планах – расширение линейки «вкусных» туристических маршрутов. В крае есть сырный маршрут по Красногорскому району, поездку по нему предлагает один из бийских туроператоров. Ученые классического университета работают над маршрутом «Алтайский гурман». В ближайшее время гастрономическое путешествие по региону должно прочно занять свою нишу среди других предлагаемых турпродуктов.

Фоторепортаж
Блоги