Как дети в Алтайском крае школу себе выбрали

13:00, 18 ноября 2016г, Образование 1716


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Проект новой школы, включенной одним из объектов в губернаторскую программу «80х80», дети села Солонешного выбирали себе сами. Двумя этапами, в 2017 году и 2019-м, там пройдет масштабная реконструкция здания.

Как Пятигорск, но только лучше

Нынешний комплекс школы с 80-летней историей, одной из старейших в крае, – это основной корпус, эксплуатирующийся с 1978 года, да две ветхие пристройки. По словам директора школы Любови Захарьевой, уже строили ее по устаревшему проекту 1966 года, то есть изначально закладывали тесноту. При нормативе 320 учеников сегодня там учится 520. Солидно по меркам сельского образовательного округа. Сюда же на уроки школьные автобусы везут ребят из ближних Черемшанки, Тальменки, Первомайского и Медведевки. За год райцентр прирос 30 учениками. Говорят, миграция. Но какая! Едут не только из окрестных сел. Предгорье выбрали на жительство несколько семей из Новоалтайска и Барнаула. Факт этот удивляет кого угодно, но не солонешенцев. Свой район они считают уникальным. Безветренным мягким климатом и ландшафтом он похож на Пятигорск, но не говорите об этом местным. Все равно не согласятся, ибо «Солонешное красивее!».

За сорок без малого лет эксплуатации школы там ни разу не было капремонта. До поры до времени обходились косметическим да небольшими переделками, мечтая о новом здании. В старом система отопления на ладан дышит, стены тепла не держат и, если морозец покрепче ударит, школяры в куртках на уроках сидят. 

– Жители Солонешного, узнав, что общественность может участвовать в выборе конкретного объекта программы «80х80» и даже его проекта, подключились сразу же, – сообщает Любовь Николаевна. – Обсуждали в коллективах, на родительских собраниях и впервые, пожалуй, с нашими учениками. Мнение взрослых и детей было однозначным: Солонешному нужна новая школа. Хотя, конечно, могли бы выбрать и больницу, и Дом творчества. Выбор был безальтернативным. Теперь беспокоимся, какой она будет. Особенно ребятишки, ведь это они выбирали проект. К их мнению в крае прислушались и даже взяли его за основу при подготовке необходимой документации.

Десятиклассница Екатерина Шевченко – заместитель президента по самоуправлению Солонешенской средней школы. Девушка рассказывает,  что первые разговоры о необходимости реконструкции школы она слышала, когда еще маленькой была:

– В школе всегда было тесно, даже притом, что учимся в две смены. Мы мечтали каждое лето: вот начнется новый учебный год и все изменится. Самая большая проблема разъединенных корпусов – отсутствие теплого перехода. На большой перемене надо успеть пообедать, переобуться, одеться и добежать до соседнего здания. Советом самоуправления мы продлили ее на 5 минут, но все равно не успеваем. Мы с ребятами, обсуждая проект новой школы, не очень верили, что он реализуется. Но узнали, что ее включили в губернаторскую программу, и теперь уверены, что наша мечта сбудется. Мой класс, правда, к тому времени уже выпустится…

– Катя, а чему ты тогда так радуешься?

– Во-первых, я рада в принципе – за тех, кто будет учиться в новом здании, в современных классах. Во-вторых, здесь учатся мои младшие брат и сестра,  Иван и Наталья. А в-третьих, я из учительской династии, хочу вернуться сюда уже педагогом. Приятно же работать в теплом, современном здании. 

В Солонешенской школе отработали много лет и мама Екатерины, учитель начальных классов Татьяна Шевченко, и бабушка Галина Паршина. Полвека без малого она преподавала детям русский язык и литературу, а сейчас заведует школьным музеем. Прадед девушки, Николай Бельдинов, тоже солонешенский учитель. Он фронтовик, кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной войны I степени, в годы войны готовил девушек-снайперов.

Все свои

25 из 40 местных педагогов, включая завучей, – выпускники Солонешенской школы и ученики преподавателя математики Любови Захарьевой. 27 лет назад, уже будучи заслуженным учителем России, она стала директором и уже тогда просчитала с коллегами тот кадровый коллапс, на который сейчас жалуются многие руководители. Похоже, для этой школы проблемы квалифицированных кадров не существует вовсе, потому что, как говорит Любовь Николаевна, они подрастают в этих же классах:

– Я все село выучила, знаю способности каждого ученика. Кто прилежно учился, кто обещал вырасти в хорошего учителя – вот они, все на наших глазах. И с родителями нынешних наших ребят у меня доверительные отношения, потому что они – мои воспитанники. Есть у нас педагоги-стажисты, есть молодежь и крепкий кадровый резерв, в который, думаю, войдет и Катя. Итог – Солонешенская школа в крае на хорошем счету.

Что такое этот «хороший счет» по-захарьевски? Сельское учебное заведение – дважды «миллионник», обладатель грантов федерального конкурса инновационных школ и краевого «Новая школа Алтая». Став лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшая сельская школа», она вошла и в топ-100 лучших школ России. У выпускников-солонешенцев стабильно высокие баллы по ЕГЭ, как-то они даже потеснили по результатам математических тестов традиционно сильную 42-ю гимназию Барнаула.

Так что же в школе первично, образование или воспитание? В этих профессиональных спорах солонешенские учителя занимают такую позицию: «Мы воспитываем культ знаний». Личности из такой среды выходят, с точки зрения успешного жителя мегаполиса, не слишком прагматичные, зато невероятно оптимистичные и влюбленные в свое село. Они все тут такие, от самого первого в 80-летней истории директора школы Федора Никифоровича Шадрина до выпускника Семена Сурова, молодого специалиста, преподавателя информатики. Умилила табличка на его кабинете «Системный администратор». Нет в штатном расписании сельской школы такой единицы. Это Суров сам повесил для солидности, поскольку не только уроки ведет, но еще и все медийное оснащение вместе с локальной сетью школы обслуживает в собственное удовольствие.

Первый транш из краевого бюджета поступит в 2017 году. Он позволит заменить коммуникации, повысить энергоэффективность здания. Проще говоря, ветхую «шубу» с корпуса снимут и обошьют его современным теплоизоляционным слоем, а с новой системой отопления нынешние малыши, наверное, не поверят своим родителям, когда-то занимавшимся в классах одетыми в куртки и пальто. Появится в недалеком будущем и просторная столовая, чтобы посадочных мест хватало на всех школяров.

– В последние годы в селах нашего района краевая власть три (!) новые школы построила, а я все обижалась, что не у нас, – признается на прощание директор Захарьева. – Теперь от обид и следа не осталось, мы с ребятишками очень рады.

Фоторепортаж