Известный алтайский скрипач Петр Замятин отмечает 60-летний юбилей

11:11, 21 февраля 2017г, Культура 2948


1
1

Сегодня, 21 февраля, исполняется 60 лет Петру Замятину – бессменному концертмейстеру и первой скрипке симфонического оркестра филармонии на протяжении последних 35 лет.

Ближайшее выступление – концерт 25 февраля в рамках цикла «Симфонические вечера», в котором наш оркестр будет аккомпанировать известному пианисту Олегу Полянскому и скрипачу Глебу Шехтману – юному ученику педагога Олега Абрина. А свой творческий вечер музыкант планирует на конец сезона: в мае он сыграет камерный концерт с пианисткой Ольгой Савиной.

– Программу я еще не верстал, но там не будет ничего сверхъестественного – обычная красивая музыка, – говорит Петр Замятин. – Бетховен, наверное, Моцарт и современная музыка, но не совсем экстравагантная… Я вообще считаю, что дело не в эпохе, в которую жил композитор, а в его гении. Не важно, Моцарт это или Альфред Шнитке, – для нас, нынешних слушателей и исполнителей, все это рядом, они оба до сих пор существуют в музыке. А гениальная музыка затронет кого угодно…

Замятин родился в Барнауле. Интеллигентные родители преподавали в политехническом институте, мама хорошо пела, хотя в остальном с музыкой они не были связаны. Скрипка же появилась в его жизни почти случайно: троюродный брат, живший в Бийске, бросил музыку и отец Петра Замятина привез его инструмент сыну. Учиться он пошел во вторую музыкальную школу. «Моя учительница Тамара Ивановна Бросалина как-то попросила для стенгазеты написать пару слов: что для меня будет значить или уже значит скрипка? Я так и написал, что меня интересует музыка и я хочу посвятить ей всю жизнь. Вот тогда, в восемь лет, я уже понял, что буду музыкантом», – вспоминает Замятин.

Потом была школа-десятилетка для одаренных детей при Новосибирской консерватории, а затем – учеба у известного педагога Матвея Либермана, ученика выдающегося скрипача Давида Ойстраха. Буквально лучшее музыкальное образование, которое только можно было получить в Западной Сибири.

Неудивительно, что всего через два месяца после того, как выпускник консерватории устроился в нашу филармонию, ему предложили стать концертмейстером: других профессионалов высокого класса на эту должность тогда не нашлось – а сегодня на этом месте никого, кроме Петра Павловича, уже и не представить.

Для человека, далекого от академической музыки, значение первой скрипки может быть не до конца понятно. Это не только музыкант, который исполняет небольшие оркестровые соло в симфонических произведениях, но и тот, кто в каком-то смысле ведет за собой коллектив (например, именно на него будут полагаться остальные музыканты, если вдруг ошибется дирижер). Впрочем, сам Замятин свою роль оценивает гораздо сдержаннее:

– Для меня и тогда, и сегодня это сложное, серьезное испытание. Оно состоит в ответственности: работать честно, добросовестно и скромно, – говорит музыкант. – Я такой же рядовой исполнитель, как и мои коллеги, но у меня есть еще некоторые цеховые обязанности – штрихи расставить, провести групповую репетицию, спросить у музыкантов партию и так далее, все это ложится на концертмейстеров.

– Получается, значительная часть вашей работы остается за кадром, пока все внимание публики приковано к дирижеру и солистам?

– Мне это совершенно безразлично! Я не индивидуалист, люблю работать в коллективе и никогда не открыл бы «частную лавочку» и не стал был шпарить на скрипке один, – отвечает музыкант со свойственной ему самоиронией.

За годы работы Петр Замятин накопил огромный симфонический репертуар, но при этом успешно выступает и как солист-инструменталист. Он исполнил Скрипичный концерт Шостаковича, Концерт для фортепиано, скрипки и оркестра Мендельсона, Поэму для скрипки с оркестром Шоссона, пьесы Массне, Чайковского, Крейслера. Подготовил ряд сольных программ, в которых играл сонаты Моцарта, Грига, Брамса…

К слову о разнообразии репертуара. Наш оркестр в последние годы (во многом вынужденно) стал универсальным, и это замечают все. Сегодня он играет музыку эпохи барокко или романтизма, а завтра – мелодии из «Звездных войн» или аккомпанирует эстрадному баритону. А не так давно оркестрантов приглашали выступить совместно с рок-коллективом в городах Сибири, и Петр Павлович в этом проекте тоже участвовал (сегодня со смехом вспоминает: «Это жуть! 800 бемолей – попробуйте-ка сыграть!»).

«Артиста отличает безошибочный вкус и стилистическая ясность. Что бы ни исполнял Петр Замятин – музыку Моцарта или Брамса, Рахманинова или Шостаковича, – голос его скрипки всегда звучит естественно и пластично», – говорится о музыканте на сайте филармонии.

Художественный руководитель филармонии пианист Евгений Третьяков, впрочем, высказывается куда эмоциональнее:

– Замятин – не только украшение нашего оркестра, я вообще считаю его одним из лучших концертмейстеров России. Он непревзойденная первая скрипка и организующее начало оркестра! Та «кровеносная система», которая создается в процессе репетиций и концертов, должна пульсировать, и без его особого чувства ритмики, без стабильного биения этого оркестрового сердца ничего не получится. Я имею счастье иногда выступать как солист и знаю: если за спиной сидит Петр Павлович, это как за каменной стеной. И потом, за 35 лет он переиграл практически всю музыку! Знаете, гораздо чаще замечают дирижеров, солистов. Но иногда и дирижеру стоит взять урок у такого концертмейстера, как Петр Павлович. Для нас это, безусловно, яркий, интересный человек и громадный мастер. Барнаулу с ним повезло.

Фоторепортаж