Из начинающих – в профи (часть I)

15:15, 30 июня 2016г, Общество 1743


1
1

Управляющий партнер центра консалтинга и бизнес-образования «Системы Роста» Вероника Базилевская на VIII Международном управленческом форуме «Алтай. Точки Роста» руководила площадкой «Бизнес ПРОФИ». Мы попросили известного в России эксперта по МСБ поделиться своими впечатлениями от работы с молодыми алтайскими предпринимателями.

- Вероника, какую тему форума вы бы выделили?

- На мой взгляд, одной из ключевых была тема наставничества. Насколько я знаю, она  представлена на АТР впервые. Наставничество в бизнесе очень актуально, но пока еще не активно используется. Есть определенные структуры, центры по поддержке предпринимательства, которые хотят организовать программу наставничества или уже делают в этом направлении какие-то шаги.

- Зачем предпринимателям бесплатно делиться с другими своим опытом?

- Помимо эксплуатируемого последнее время словосочетания «социальная ответственность», это еще и моральная удовлетворенность, которая помогает личной самореализации более опытного предпринимателя. Мало безвозмездно поделиться своим опытом, нужно еще делать это регулярно. Принцип наставничества подразумевает некую системность встреч, взаимодействия связки «наставник - наставляемый». Наставник сопровождает подшефного от трех до шести и более месяцев, в зависимости от задач и желания обеих сторон работать совместно. При этом начинающий предприниматель сам ставит цель, которую хочет достичь при содействии наставника.

Хочу привести пример, как применила на практике некоторые элементы наставничества. В рамках форума АТР проходил конкурс проектов. От каждой площадки выдвигалось несколько проектов в разных номинациях. Первичный отбор проектов был на нашей площадке. И я обратила внимание, что это были не просто очень интересные предпринимательские идеи, а потенциально интересные бизнесы, с хорошо проработанным планом реализации, либо уже частично реализованные. Но основатели этих бизнесов не имели достаточного опыта презентации, большинство не могли донести до аудитории даже сути бизнеса. Нужно было научить их формулировать главное, излагать мысли коротко, показывать преимущества проекта и его рыночный потенциал. Одним словом, за 3 минуты предпринимателям нужно было рассказать о бизнесе все. Времени на то, чтобы предприниматели, участвующие в конкурсе, смогли подготовить новые презентации и научиться выступать, было меньше суток. Для этого я сформировала группы, в которые включила более сильных ребят, выразивших желания побыть на время подготовки ребят к конкурсу в роли наставника. Это были опытные предприниматели, не подававшие заявку на участие в конкурсе. Но у них были нужные компетенции, опыт и большое желание помочь новичкам. И они с полной самоотдачей в течение трех дней работали, некоторые предприниматели даже с двумя-тремя проектами. За время работы была полностью изменена презентационная часть проектов. Опытные предприниматели научили выступать конкурсантов публично, правильно доносить информацию о своем проекте до аудитории. Можно смело говорить, что используемый в рамках форума элемент наставничества дал положительный результат.  Два работающих над презентацией предпринимателя после четырехдневной совместной работы договорились о партнерстве. Они поняли, что объединив свои усилия, можно добиться хорошего результата. Как результат конкурса, в 2-х номинациях из 4-х у участников с площадки «Бизнес Профи» 1 места, одно второе и два 3-х места.

- Предприниматели  не боятся делиться с другими своими бизнес-идеями? Ведь их можно украсть.

- Зачем красть идеи? Если идея не реализована, то она и остается на уровне идеи. И потом идей много в воздухе витает. Она может прийти одновременно в несколько голов, но будет успешен тот, кто ее воплотит в жизнь.

- Всегда ли, чтобы получить предпринимательский опыт, нужно создавать команду?

- Предпринимательский опыт, полученный совместно командой, более ценный, на мой взгляд. Важно на этапе реализации бизнес-идеи найти партнера, который бы дополнял тебя своими компетенциями. Еще лучше, если партнер будет профессионально и жизненно опытнее и личностно сильнее. Тогда бизнес-проект будет быстрее двигаться вперед, у него больше шансов выжить. Не секрет, что много стартапов не проходят так называемую «долину смерти», когда деньги у основателей кончились, а выручка не позволяет покрывать операционные затраты. И инвесторы в очередь не встали. Это происходит в случаях, когда у предпринимателей не хватает знаний, опыта, нет понимания, как дальше двигаться. Бывают случаи, когда на предпринимателя свалился успех в виде больших заказов, но предприниматель не знает, что делать, как управлять бурным ростом. Не всегда проекты закрываются из-за нехватки финансирования. Чаще из-за отсутствия грамотной команды и отсутствия стратегического видения развития.

К слову, у нас очень растиражирована тема инвестиций. И сложилось такое ошибочное представление, что стартапу для реализации бизнес-проекта нужны прежде всего деньги. На самом деле нужно искать сильных партнеров и собирать из них команду, сделать хотя бы шаг к созданию прототипа будущего бизнеса. В идеале нужно выйти на безубыточность и в прибыль, тогда основатели бизнеса будут понимать, что у них жизнеспособный продукт, на котором можно зарабатывать.

- Часто успешные бизнесы разваливаются после того, как партнеры расходятся во взглядах на дальнейшее его развитие. Как застраховать себе при «разводе»?

- Нужно сразу договариваться, прописывать развитие отношений, фиксировать договоренности на бумаге. Варианты могут быть разные. Можно заходить на условиях опциона, когда входящий в бизнес предприниматель получает его долю при достижении определенных показателей. Это наиболее правильный подход, когда есть период проверки профессионализма потенциального партнера. Сейчас он красиво говорит, вроде бы у него хорошие компетенции, но на деле может оказаться пассивен, не достаточно опытен. Безусловно, не все варианты «развода» можно предвидеть. Но, опираясь на существующий на рынке опыт, можно составить договор, в котором будут отражены наиболее типичные случаи «развода» и пути решения ситуаций. Часто бывает так, что бизнес достиг определенного уровня и один из партнеров хочет его развивать, а второго и так все устраивает. Примеров цивилизованного решения такой ситуации существует множество. Главное, на мой взгляд, чтобы при расставании партнеров не пострадал бизнес, в который вовлечены другие люди, команда, его развивающая.

- Но всё равно деньги на старт нужны.

- Конечно. Я считаю, что нельзя начинать дело совсем без вложения своих средств, даже если идея шикарная. Предприниматель должен потратиться на проект деньги из собственного кармана, чтобы быть заинтересованным в конечном успехе. Часто встречаю молодых да ранних, особенно в сфере информационных технологий, которые «играют» в венчурные инвестиции: берут гранты, делают на них разработки, потом на определенном этапе появляется новая технология, рынок, им становится неинтересно, они тему бросают и начинают «пилить» другой ИТ-продукт.  И однажды, оглянувшись назад, они видят гору недоделанных проектов, ни один из которых не развивается и не приносит доход.

Порой, такие венчурные истории расфокусируют от главного. Надо помнить, что в бизнесе помимо созидательной красивой части есть задача зарабатывать деньги.

Хотелось, чтобы иждивенческая позиция молодежи, что им кто-то должен - вчера родители, сегодня - венчурный фонд – ушла на второй план. Надо не просто фонтанировать идеями, а уметь брать на себя ответственность, признавать свои ошибки, своевременно закрывать бизнес-проект, если он не пошел. Некоторые носятся с ними, как с чемоданом без ручки: пытаются найти под него деньги, не давая себе отчет в том, что изначально ошиблись с рынок, не учли все риски, конкурентная среда недооценена, команда не та или что-то еще.

Представляете, немало тех, кто стремиться в бой, не проведя даже самых предварительных расчетов «на коленке», не имея первоначального анализа рынка. Кстати, я с этим столкнулась и на площадке «Бизнес Профи». Были весьма достойные проекты, у которых, на первый взгляд, хорошие перспективы, но ребята не могли посчитать объем своего рынка. Они его «прикидывали», исходя из примерных представлений о его объеме, не выходя даже за рамки своего города. При этом у ребят амбиции – они используют модное нынче слово «масштабирование» и заявляю, что это их ближайшая цель. Если они хотят масштабировать бизнес и продавать в других регионах, то надо оценивать рынок, его объемы и перспективы изменений во времени на этапе прогнозирования.

- Сегодня  ваши занятия на площадке были посвящены имиджу, предпринимательскому продвижению в обществе. Зачем это предпринимателю?

- Для самореализации, для устойчивости в социуме. Потому что все, так или иначе, предприниматели созидатели по своей природе. Они уже взяли ответственность за себя, своих близких, свою бизнес-команду. Они вносят вклад в становление предпринимательства в России, в развитие нашего государства. Наиболее активные постоянно коммуницируют с чиновниками, представителями СМИ, с другими предпринимателями. Кто-то из предпринимателей передает свои знания начинающим, выступает в среде студентов и школьников, рассказывая о своей истории успеха, о своих провалах и достижениях. Важно, чтобы предприниматель понимал, что, возможно, завтра на него будут равняться, с его мнением начнут считаться, он станет влиять на процессы в своем городе, регионе. Вот об этом и был сегодняшний мастер-класс, о том, как выстраивать и имидж, и социальные активности, и общественную деятельность. Многие задумались о необходимости уже сейчас говорить и делать то, что послужит примером для других. Ведь у нас на сегодня доля производимых малыми предприятиями товаров и услуг составляют менее 20% в общем объеме ВВП страны. Значит, на сегодняшних предпринимателей, и состоявшихся, и ранних, завтра будут равняться, их опыт, их истории послужат примером для тех, кто выберет предпринимательский путь в будущем. 

- Я встречал бизнесменов, которые сторонятся СМИ.

- Обычно так ведут себя состоявшиеся как личности люди, которые четко понимают свои задачи в жизни. Но наши форумчане хотят быть известными, признанными в обществе, хотят быть социально активными. И мы рассказывали, как это делать правильно. Как выстраивать имидж, позиционировать себя в бизнес среде в обществе. Как использовать свою известность и активность на благо бизнеса, отрасли, для предпринимательских активностей в будущем.

И потом, сейчас много «пены» в так называемой среде «предпринимательского успеха». Возможно, именно по этой причине люди дела, кто состоялся и реально многого достиг, хотят быть в тени. Посмотрите сколько в последние 3-5 лет появилось так называемых «бизнес-гуру». На самом деле это вчерашние студенты начитались интересных книг, и вышли других учить. Максимум открыли один магазинчик, либо вообще создали сайт одностраничник. Этим весь бизнес и ограничился. И они решили, что быстрый доход – в обучении других, как вести бизнес. Благо желающих оказалось много ввиду того, что предпринимательство как целостный курс, разработанный методологами и практиками, у нас практически нигде не преподается реальными практиками. Как таких «гуру» осудишь, если это их бизнес? Они видят в этом легкий заработок, а с другой стороны мечтают быть известными и знаменитыми, но у них нет другого инструментария. Конечно смешно слышать, когда такие «специалисты» говорят: «Я гуру маркетинга, и мне 22 года. У меня была цветочная палатка, и я буду учить владельцев теплиц делать бизнес». Мы рассказываем начинающим предпринимателям, как не стать такими «гуру», почему не нужно вставать на этот путь. Мы помогаем с развитием бизнеса, обучаем управлению. И в ходе становления предпринимательского «я» учим  формировать выгодный имидж, но чтобы при этом предприниматель мог остаться самим собой.

Справка
Вероника Базилевская - предприниматель с 20-летним стажем, топ-менеджер (квалификация Executive MBA), эксперт по МСБ (малый и средний бизнес), по масштабированию бизнеса, франчайзингу, онлайн образованию и электронной коммерции.  Базилевская - обладатель российской премии "Бизнес-ментор 2014", член экспертных советов ряда фондов, наставник в программе  "Молодежный бизнес России". Входит в экспертный совет Венчурного фонда «PSB», Фонда «Наше будущее». Входит в совет директоров ряда компаний, в том числе МФЦМУ «Тут Ждут», «Арт Бренд», ЦКБО «Системы Роста».

Фоторепортаж
Блоги