Итоги летнего туристического сезона подводят в Алтайском крае

15:40, 29 сентября 2017г, Туризм 1825


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Итоги летнего туристического сезона: рост спроса на ВИП-туры, прочные позиции гастрономии, популярность сельских гостевых домов и влияние Турции. В первом полугодии турпоток в Алтайский край составил 770 тысяч человек – это примерно на 5 процентов больше, чем за аналогичный период 2016 года. Прогнозируется, что такая тенденция сохранится и к декабрю. Но в регионе ожидали большего показателя. Для края среднегодовой темп прироста составляет около 10 процентов.

Вместо пляжа – активный отдых

– Причин здесь несколько, – комментирует начальник краевого управления по внешним связям, туризму и курортному делу Юрий Захаров. – Они характерны не только для Алтайского края, но и страны в целом. В первую очередь, открылся ряд зарубежных направлений, которые так или иначе повлияли на внутренний турпоток. В этом плане Алтай, кстати, был меньше затронут, чем другие регионы. Не очень хорошая погода тоже оставила свой отпечаток.

Прохладный июль отразился на посещаемости озера на «Бирюзовой Катуни». Сюда большинство гостей приезжают, чтобы отдохнуть именно на искусственном водоеме.

– В силу погодных условий у нас произошло перераспределение структуры турпотока, – рассказывает генеральный директор особой экономической зоны Алексей Репин. – Те, кто планировал пляжный отдых, в итоге больше времени уделили активному туризму – сплавам, посещению Тавдинских пещер, Долины гротов.

При этом снижения турпотока на «Бирюзовой Катуни» не произошло. В разгар сезона найти свободный номер здесь было сложно. Даже в конце сентября заполняемость номерного фонда составляет около 40 – 50 процентов.

Безусловно, главный вопрос – как отразилось на внутреннем турпотоке открытие Турции. По данным Ассоциации туроператоров, в первой половине года число российских туристов, посетивших Турцию, выросло в девять раз по сравнению с аналогичным периодом 2016 года! За это время там побывали 1,6 млн россиян, что сделало страну лидером по росту потока отдыхающих из РФ. Также в 3,2 раза возросла популярность Доминиканы, в 2 раза – Кубы и в 1,5 раза – Чехии.

Эксперты отмечают, что открытие Турции существенным образом не отразилось на отдыхе на Алтае. Если восточная страна и «отняла» какой-то процент гостей, то незначительный. У нас разный турист, и сравнения в этом случае некорректны. Как правило, туристы находят возможность помимо отдыха в Турции летом провести еще и пару дней на Алтае.

Между тем в Белокурихе в начале года отмечался небольшой спад отдыхающих. Связывают это именно с доступностью западных направлений.

– В прошедшем сезоне глубина продаж сократилась с четырех-пяти месяцев до двух, – рассказывает коммерческий директор компании «Курорт Белокуриха» Михаил Шефер. – Была какая-то неопределенность у людей. Многие, забронировав и оплатив путевки, через какое-то время отказывались от поездки, что позволило некоторым желающим пройти лечение на курорте, приобрести путевки уже непосредственно летом. Но в целом все опасения не оправдались. Сезон в Белокурихе прошел хорошо. Санатории были заполнены на 100 процентов.

Тенденции

Член правления Алтайской региональной ассоциации туризма, директор туристической фирмы «Плот» Александр Смирнов подчеркивает, что однозначно оценить ситуацию по итогам летнего сезона пока сложно.

– По нашей компании спрос на отдых на Алтае точно увеличился, – говорит он. – В то же время ряд руководителей других фирм и туристических баз говорят, что он был либо хуже, либо остался на прежнем уровне.

Тенденций прошедшего лета было несколько. К примеру, люди стали реже бронировать базы через турагентства. Сейчас практически у каждого средства размещения есть свои сервисы в Интернете. Туристы предпочитают связываться с базами самостоятельно. Да и многие их владельцы настроены на прямые контакты с клиентами, минуя агентства.

– В нынешнем году уменьшился спрос на групповые туры на Алтай, – говорит Александр Смирнов. – Здесь сыграли свою роль экономическая ситуация, платёжеспособность населения. Стоимость такого тура в нашей фирме от 39 до 68 тысяч рублей плюс перелет. Получается не дешево. А клиенты в основном из европейской части страны. Думаю, что отчасти именно открытие Турции отразилось на снижении спроса в этом сегменте.

Зато стало больше заказов на индивидуальные туры и ВИП-туры. На Алтай все чаще приезжают известные персоны.

– Отдыхать здесь стало престижно, – продолжает Александр Смирнов. – Тон задают руководители государства, политики. Как правило, состоятельные люди хотят увидеть большую часть Алтая. Сделать это можно при ограниченном времени отдыха только с помощью вертолета. Поэтому в разгар сезона были проблемы с бронированием вертолетов типа «Робинсон»: их просто не хватало.

Сельский туризм

А вот для сельского туризма год выдался очень удачный. По данным управления по внешним связям, туризму и курортному делу, в регионе работают 170 гостевых домов. Больше всего сельский туризм развит в Алтайском, Смоленском, Чарышском районах.

– Этот сезон был особенный, – рассказывает хозяйка усадьбы «Постоялый двор» в Чарышском районе Лариса Пастухова. – У нас отдохнули как никогда много иностранцев. Приезжали из Германии, Израиля, Белоруссии и даже Америки. Вырос поток туристов из Казахстана, Москвы и Санкт-Петербурга. Были гости из Бурятии, Татарстана. База заполнена с мая. И сейчас сезон пока не завершили. К нам много гостей едет на рыбалку. Бронь расписана на октябрь.

По словам Ларисы Пастуховой, участие Алтайского края в различных международных и российских выставках дает о себе знать. Именно там потенциальные туристы узнают не только о возможностях крупных туристических точек региона – Белокурихи, Ярового, «Бирюзовой Катуни», но и о сельских гостевых домах.

– Кроме того, в этом году увеличилось время проживания на базе, – отмечает хозяйка «Постоялого двора». – Если раньше в основном приезжали на выходные, то сейчас гости останавливаются у нас не менее чем на семь дней. Многие проводят полноценный отпуск.

Любопытный момент: в сельском туризме с каждым годом все более прочные позиции стала занимать гастрономия. Хозяева гостевых домов делают ставку на натуральные продукты, которыми кормят своих гостей. Владельцы «Усадьбы Три А» в Смоленском районе – семья Кокориных известна тем, что делает бесподобные сыры штучной работы. В этом году из-за наплыва туристов здесь значительно увеличили производство.

– Сейчас мы производим около 600 – 800 килограммов сыра в неделю, – говорит Алла Кокорина. – Все раскупается! Гастрономический уклон очень помогает в продвижении базы. Туроператоры, которые организовывают автобусные экскурсионные туры, начали привозить к нам на дегустацию туристов. Летом базу посещали до ста человек в день! Плюсом еще те, кто отдыхал у нас. Сыроварня очень хорошо привлекает людей. Поэтому летний сезон оказался крайне удачным.

Алла Кокорина подчеркивает, что сейчас для многих гостей сельский туризм не только отдых.

– Туристы приезжают именно для того, чтобы оздоровиться, – говорит она. – Подышать свежим воздухом и напитать свой организм натуральными продуктами. У нас помимо сыра невероятным спросом пользуется козье молоко.

В целом представители отрасли говорят, что летний сезон был хорошим. Отмечают интерес иностранных туристов к Алтаю. Сейчас основная задача для туристической сферы края – работать над качеством предоставляемых услуг, а не пытаться резко увеличить цифры турпотока. Представителям отрасли необходимо предлагать гостям новые услуги. Увеличивать сумму в чеке, которую турист тратит за сутки пребывания. Здесь имеется в виду не рост цены за проживание, а дополнительные услуги, способные привлечь в регион еще больше гостей.

Фоторепортаж