Искусственный интеллект в школах: друг или замена

07:31, 03 апреля 2024г, Общество 1305


Фото: нейросеть Шедеврум
Фото: нейросеть Шедеврум

Завершился краевой конкурс «Учитель года Алтая 2024». Одним из заданий для педагогов-участников было использование нейросетей в учебном процессе. Этап выступал в виде эксперимента, чтобы проверить, насколько ИИ может быть эффективным на уроках и каким образом он способен оптимизировать работу учителя. Но заменит ли он педагога? Настолько ли безупречна его работа? Давайте разбираться.

Что такое ИИ и с чем его едят

Универсальный бот ChatGPT появился в общем доступе в конце 2022 года и вызвал резонанс среди пользователей интернета. Нейросеть обучена навыкам общения, анализу научных статей, умеет рисовать картинки, пишет стихи и сценарии и даже может написать программный код! Но искусственному интеллекту еще есть, чему поучиться: он иногда путается в фактах, совершает ошибки в предложениях. Это сразу замечают учителя, которые проверяют домашние задания с участием помощи от нейросети. Однако ИИ постепенно обучается и открывает новые возможности для разнообразия учебного процесса.

Максим Рязанов, педагог детской-юношеской газеты «САМИ», поделился своими знаниями и наблюдениями о нейросетях: «Важно понимать, что мы подразумеваем под нейросетями. Если это некая автоматизация работы, условно, когда мы даем алгоритму некоторую задачу, которую ему нужно выполнить, то в данном случае мы уже достаточно давно пользуемся такими технологиями. Например, во время пандемии одно из изданий каждый день публиковало новость о ковиде с помощью нейросети. Она брала готовый текст и добавляла в него свежие данные. Таким же образом мы делаем дипломы и грамоты на конкурсы. У нас есть определенный шаблон и таблица с данными, которые мы вносим не вручную, а за нас это делает компьютер. Однако использование нейросетей в журналистике, в частности в написании текстов, мне кажется не очень практичным с той точки зрения, что нужно обязательно перепроверять информацию, а это может быть сложнее, чем фактчекинг авторского текста».

Максим также отметил, что нейросеть не может заменить человека, так как во многих областях нужен его контроль. Взаимодействовать на уровне человеческих отношений, замечать чувства и эмоции она еще не способна. Но может помогать в каких-то простых делах.

Как использование ИИ помогает педагогам и детям

Можно выделить несколько преимуществ использования нейросетей в педагогической практике:

Искусственный интеллект учитывает способности, возрастные особенности и интересы детей. Поэтому придумать индивидуальную образовательную программу для одного ученика или игру для временного детского коллектива у него не составит труда.

Нейросеть может сгенерировать математические задачи, упражнения и творческие задания. Таким образом ребенок улучшает навыки чтения, письма, счета.

ИИ упрощает работу педагогам: с его помощью можно создать игру, написать сценарий мероприятия, нарисовать иллюстрации для уроков, отредактировать музыку для выступления.

На этот счет мы пообщались со старшим вожатым лагеря «Рассвет», Павлом Куценко: «В использовании нейросетей я вижу только плюсы. ИИ могут помочь в быту, в придумывании сценариев, фото, видео, да во всем, что угодно! Но лениться вожатому не получится: нейросеть не может все придумать за вас. Придется постараться, ведь чем больше мелочей вы ей расскажете, тем ее ответ будет лучше и подробнее».

Павел высказал одну важную мысль: действительно, нейросети не могут придумать за вожатого абсолютно все. Нужно приложить определенные усилия, чтобы ИИ вас понял и подготовил то, что вам нужно. Педагогу необходимо четко и подробно изъясняться с нейросетью, прописывать конкретные задачи и условия, ведь только тогда будет положительный результат.

Приложения ИИ для работы с детьми (и не только)

На занятии вожатые лагеря «Рассвет» познакомились с некоторыми приложениями, которые могут помочь в работе вожатому. Использовать их могут не только педагоги, но и сами дети, чтобы разнообразить свой учебный процесс или сделать игры с друзьями волшебнее и интереснее. Предлагаем и вам с ними познакомиться!

Графические приложения

Они умеют рисовать картинки по запросам пользователей. Для генерации объектов необходимо ввести описание, по которому ИИ и создаст нужный рисунок. Важно максимально доходчиво объяснить нейросети, что вы хотите видеть на изображении. К таким приложениям относятся: Яндекс Шедеврум, Кондинский, Autodraw.

Текстовые приложения

Могут найти ответ на любой вопрос и сгенерировать текст на заданную тему на основе изученных текстов. А еще они могут интерпретировать настроение текста на обычном языке. Такие нейросети сейчас активно используют маркетологи для создания рекламных текстов. Одним из популярных приложений можно считать Yandex GPT.

Приложения для творчества

Pika - приложение для создания видео. Оно может не только генерировать ролики в разных жанрах, но и имеет широкий список опций для редактирования. Например, можно выделить объект на видео и заменить его другим, или добавить новый объект туда, где его раньше не было.

Mubert - приложение для создания музыки. Нейросеть генерирует треки по запросам пользователей на основе уже изученных музыкальных композиций. В результате вы получаете уникальную аудидорожку, любой композитор позавидует!

Fadr - еще одна нейросеть, которая работает с музыкой. Она может разложить любую музыкальную композицию на инструменты. В ней можно экспериментировать с различными дорожками одного трека.

Вожатая лагеря «Рассвет» Полина Конькова поделилась своими мыслями после обучающего занятия и знакомства с искусственным интеллектом: «В работе вожатого я отношусь к нейросетям положительно. Это удобно, можно придумывать с помощью ИИ необычные игры для детей, совмещать картинки и создавать мемы, задавать приложению параметры для музыки и получать готовый трек для номера, и вообще столько еще всего интересного! Обычно я придумываю что-то для ребят сама, но помощь нейросетей тоже очень полезна. ИИ будет дополнять мои идеи, а не придумывать что-либо за меня».

Вообще, нейросети - это не волшебная таблетка и способ решить все проблемы в образовательном процессе. ИИ подает педагогу повод для вдохновения, идею, а он потом реализовывает ее вместе с ребятами. Своими рассуждениями о влиянии нейросетей с нами поделилась Анастасия Рычкова, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №137»: «Я думаю, использование нейросетей, добавит «изюминку» в учебный процесс, но использовать их на каждом уроке, естественно, не нужно. Они сделают его более интересным и необычным для школьников и учителей. В своей практике я планирую применить нейросеть, но лишь пока только на примере одного задания, на одном из этапов урока. Буду читать отзывы коллег и изучать их опыт в этом вопросе. Я считаю, что искусственный интеллект никогда не заменит учителя. Педагог - это не просто тот человек, который пришел на урок и выдал нужный материал, это тот, кто поддержит добрым и ласковым словом, улыбнется и задаст положительный настрой на учебу. Искусственный интеллект и использование нейросетей, могут стать хорошим инструментом в работе учителя, но заменить его, однозначно, нет!»

Анастасия права: нейросеть - друг и помощник учителя, а не его замена. Он может разнообразить работу с детьми, сделать совместный досуг интереснее и даже добавить в него немного волшебства.

Ангелина БУШМАКИНА

 
Фоторепортаж