Художественный музей приглашает в Грецию

19:00, 27 октября 2016г, Культура 1405


1
1

Художественный музей Алтайского края приглашает в Грецию – античную и современную православную. «Путешествие по… Греции» – уже вторая выставка в проекте, посвященном странам мира. Приурочена она к перекрестному Году Греции и России. Но главное, она напоминает барнаульским зрителям о том, что наш музей обладает коллекцией подлинной античной керамики.

Лишним такое напоминание не будет: в последний раз эти амфоры, килики и чаши выставлялись в стенах ГХМАК еще в 1992 году! К сожалению, хронический дефицит экспозиционных площадей и раньше-то не позволял знакомить публику с античным декоративным искусством сколько-нибудь регулярно. Сегодня, когда музей обитает в своем временном пристанище на улице Горького, куратору выставки пришлось буквально уговаривать хранителей музейных фондов выставить ряд бесценных экспонатов.

– Сорок пять предметов античного искусства поступили в наш музей из Государственного Эрмитажа в 1960 годы, – рассказывает куратор экспозиции Евгения Школина. – Это декоративно-прикладное искусство – сосуды, танагрская терракотовая статуэтка, и слепки древнеримских портретов и древнегреческих статуй. Но раз уж наша выставка посвящена только Греции, мы ограничились четырнадцатью предметами и постарались, чтобы все они были разными.

Итак, здесь три лекифа: сетчатый, краснофигурный и чернофигурный. Есть килик – сосуд для питья с рисунком птички на дне, еще мегарская чаша III-II века до нашей эры. Самый древний экспонат – чернофигурная амфора VI века до нашей эры, а самый полезный для мысленного воссоздания облика древних греков – танагрская статуэтка женщины. «Эти статуэтки расписывались красками, точнее, пигментами, но до нас, к сожалению, не дошли в цветном виде, – говорит Евгения Викторовна. – Но для ученых в XIX веке это все равно была настоящая находка: по ним можно было определить, как выглядели обычные греки за обычными занятиями. Все-таки статуи богов в этом смысле не показательны». Еще в витрине представлена уменьшенная театральная маска (трагическая), которая, по словам искусствоведа, призвана была отпугивать злых духов.

Концепция выставки такова: искусство Древней Греции оказало значительное влияние на Ренессанс, а затем и на русский классицизм. Русские и советские художники вновь и вновь обращались к мифологии и литературе Древней Греции. Но сегодня Греция важна для наших авторов еще и как духовно близкая нам православная страна. Так что тема греческих храмов тоже отражена в экспозиции, в которой представлены живопись, графика и современная скульптура. Мистика музейного зала проявляется в том, что темы, едва обозначенные в одних произведениях, вдруг раскрываются в работах других авторов (возможно, даже других эпох). Такие невольные отсылки и пересечения можно увидеть, например, в живописной работе Анатолия Калашникова «Аркадские пастухи» (1978) и иллюстрации к «Царю Эдипу» выдающегося советского графика Владимира Фаворского.

Черный камешек, лежащий в витрине среди иллюстраций советского художника Геннадия Епифанова к Гомеру, оказывается при ближайшем рассмотрении маленькой скульптурой Вениамина Сидоренко «Спящий философ». В той же витрине можно увидеть остроумную серию «Античный мотив» скульптора Александра Задорина: три очень условных мужских торса и один женский, лишенные анатомической буквальности, практически призраки тех белых статуй, по которым нам сегодня знаком античный мир. Выполнены они из невероятно хрупкого бисквитного фарфора.

Представлена графика известных советских авторов. Помимо Фаворского можно увидеть два авангардных офорта Виталия Воловича из серии, посвященной «Орестее» Эсхила, цветную автолитографию «Икар» художника-монументалиста Элеоноры Жареновой и ее же акварель «Крымская Афина».

Художник Владимир Фатеев (ученик известного красноярского авангардиста Андрея Поздеева) признается в интервью, что не находит в современности интересных сюжетов, и обращается к мифу о Прометее. А Марина Биттер воссоздает сюжет «Похищения Европы» на философском и весьма декоративном полотне. Наконец, семь цветных графических листов в смешанной технике (почти что персональная мини-выставка) принадлежат известному алтайскому графику Ларисе Пастушковой, которую греческая тема не отпускает уже несколько лет.

Фоторепортаж