Губернатор Александр Карлин: «Развитие транспортной сети региона – необходимое условие экономического роста»

08:07, 30 июля 2014г, Экономика 4047


Губернатор Александр Карлин: «Развитие транспортной сети региона – необходимое условие экономического роста» Фото №1

В своей очередной статье глава региона представил перспективы дорожного строительства и развития транспортной сети Алтайского края. Напомним, эти темы являются частью программы социально-экономического развития края «Десять шагов к успеху».

Возвращаясь к страницам истории освоения Алтая, я часто вспоминаю известный факт, как в начале XX века перебравшиеся в Сибирь крестьяне просили приехавшего к ним Петра Аркадьевича Столыпина построить Алтайскую железную дорогу, которая соединила бы Томск с Барнаулом и способствовала развитию торговли. Пароходное сообщение и баржи уже не справлялись с нагрузкой, и цены на основные продукты начали расти.

Столыпин как великий реформатор прекрасно понимал, что успех освоения огромнейшей восточной части Российской империи во многом зависит от того, насколько быстро удастся ее заселить и соединить дорогами. Поэтому железная дорога на Алтае была построена.

История развития государств и отдельных территорий обладает, как известно, определенным свойством цикличности. И сегодня нам приходится решать все ту же проблему транспортной доступности Алтая, но уже в других, более серьезных масштабах.

Современный Алтайский край – это регион площадью 168 тыс. кв. километров. Много это или мало? По своим размерам мы больше, чем некоторые европейские страны. К примеру, мы больше Англии (133 тыс. кв. км), Болгарии (110 тыс. кв. км) или Австрии (84 тыс. кв. км). Алтайский край занимает четвертое место в России по количеству городских и сельских поселений. Сегодня сеть автомобильных дорог общего пользования в крае занимает первое место по протяженности среди всех регионов Российской Федерации и составляет 16726,33 км. Протяженность железнодорожных путей – 1451,5 км, а ежегодный объем авиационного пассажиропотока – около 400 тыс. человек. Для того чтобы всю имеющуюся транспортную инфраструктуру поддерживать в надлежащем состоянии, а тем более развивать, необходимо вкладывать огромные силы и средства.

Нам нужно широко распахнуть ворота в Алтайский край!

Я никогда не устану говорить о том, что Алтайский край – это уникальный регион. У нас есть все, что может быть интересно туристам – уголки нетронутой природы, красивые горы, живописные леса и реки, очаровательные озера! Алтай стоит в одном ряду с курортами Краснодарского края и Кавказскими Минеральными Водами. Город-курорт федерального значения Белокуриха справедливо носит звание лучшей здравницы страны. На территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» созданы самые современные условия. Жители края активно подключаются к развитию сельского туризма. С каждым годом о красотах края узнает все больше и больше людей, растет и туристический поток. Однако рост турпотока ограничивается имеющимися транспортными возможностями. Из Центральной России в Алтайский край на машине не приедешь. А значит, нам постоянно нужно наращивать возможности авиационного и железнодорожного сообщения.

Сегодня в Алтайском крае существует всего одна воздушная гавань, принимающая практически все типы воздушных судов, – это аэропорт им. Германа Титова в Барнауле. Благодаря удобному географическому положению на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков наш аэропорт является самой выгодной точкой посадки для самолетов из ближнего зарубежья и Центральной Азии. При поддержке администрации края за последние годы его удалось серьезно модернизировать. В 2010 году были реконструированы взлетно-посадочная полоса и здание аэровокзала, закуплены современное оборудование и спецтехника. Как следствие, за девять лет география авиаперевозок нашего аэропорта серьезно увеличилась: если в 2005 году воздушное сообщение осуществлялось по 4 направлениям, то в 2014 году – уже по 14. Ежегодно аэропорт обслуживает около 400 тысяч пассажиров. В планах на ближайшие три года – строительство международного терминала барнаульского аэровокзала и удлинение взлетно-посадочной полосы. Работы должны закончиться в 2017 году. Аэропорт сможет принимать все типы воздушных судов не только из России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. Его пропускная способность достигнет 400 человек в час. Соответственно, увеличится и конкуренция на рынке авиаперевозок, а значит, снизится стоимость авиабилетов. Еще одно направление работы на ближайшие годы – реконструкция аэропорта в Бийске. Новая воздушная гавань позволит жителям Бийска и соседних районов сократить время, необходимое для полетов в Москву, сможет принимать туристов, направляющихся в Белокуриху и «Бирюзовую Катунь», позволит разгрузить федеральную трассу М-52 «Чуйский тракт».

Сеть железных дорог в Алтайском крае – одна из самых протяженных в стране. Ежегодно поездами по железным дорогам региона перевозится около 9,5 миллиона человек и 9 миллионов тонн грузов. На протяжении последних лет нам удается поддерживать тесные рабочие взаимоотношения с ОАО «РЖД». Компания вкладывает средства в содержание и развитие железнодорожных путей, приобретение новых подвижных составов, реконструкцию вокзалов. Только за 2013 год РЖД инвестировали в развитие железнодорожной сети на территории края почти 3,5 млрд. рублей, что позволило увеличить пассажирооборот как в пригородных сообщениях, так и на скорых поездах.

В 2008 году был открыт новый железнодорожный мост через реку Чумыш в Тальменском районе, а в 2009-м – новый железнодорожный мост через реку Обь в Камне-на-Оби. 
Их строительство позволило увеличить пропускную способность стратегического грузового и пассажирского направления Западно-Сибирской железной дороги.

Ведется совместная работа по развитию сети пригородного сообщения. Администрация края ежегодно субсидирует пригородные перевозки, чтобы не допустить их резкого подорожания. Открываются новые маршруты пригородного сообщения, оснащенные современными комфортабельными поездами. В июле 2009 г. введен в эксплуатацию поезд «Калина красная», движущийся по маршруту Барнаул – Бийск – Барнаул. В 2010-м по этому маршруту был запущен еще один скорый пригородный поезд «Восток». Со 2 декабря 2011 года при поддержке администрации Алтайского края и ОАО «РЖД» введен в эксплуатацию ускоренный пригородный поезд «Просторы Алтая» сообщением Барнаул – Алейская – Рубцовск. Для удобства пассажиров за несколько последних лет были построены и реконструированы вокзалы в Алейске, Бийске, Камне-на-Оби, Славгороде, Заринске, Кулунде, Новоалтайске.

В планах на ближайшие годы – строительство нового здания железнодорожного вокзала в Барнауле, реконструкция привокзальной площади. В настоящее время идут разработки проектов, лучший из которых определит ОАО «РЖД». По маршруту Барнаул – Новосибирск – Барнаул пройдут испытания нового комфортабельного электропоезда «Ласточка». Именно такие поезда обслуживали пассажиров во время Олимпиады в Сочи. У пассажиров «Ласточки» на поездку из Барнаула в Новосибирск будет уходить всего 2,5-3 часа. Еще один проект, который будет реализован в ближайшие годы администрацией края совместно с ОАО «РЖД», – создание в Алтайском крае испытательного центра для оценки качества железнодорожной продукции и инфраструктуры на площадке промышленного предприятия «Алтайвагон». В этом центре будут испытываться образцы новой железнодорожной техники, оцениваться безопасность уже выпущенной железнодорожной техники.

Уверен, намеченные планы выполнимы и в ближайшие пять лет ворота в гостеприимный Алтайский край будут распахнуты максимально широко.

Одна из главнейших задач – развитие автодорожной сети региона

И все же кровеносная система любого региона – это его автомобильные дороги. И поэтому человек, прилетевший в аэропорт или прибывший на железнодорожный вокзал, продолжает свой путь на автомобиле или автобусе.

В настоящее время автомобильные дороги объединяют все районы и города края, связывают его с другими регионами и зарубежными странами. Сеть автобусных маршрутов охватывает все города и райцентры, а также 1254 малых населенных пункта края. Через Алтайский край проходят автомагистрали, соединяющие Россию с Монголией, Казахстаном, государствами Центральной Азии. Беспересадочное автобусное сообщение с соседними регионами Сибири, Казахстаном и Киргизией обеспечивают 53 межрегиональных и 35 международных маршрутов.

В ремонт и строительство новых автомобильных дорог с 2006 года из бюджетов всех уровней вложено более 24,5 млрд. рублей. За восемь лет на эти средства было отремонтировано и реконструировано более 4,6 тыс. км. Алтайский край принимает активное участие в реализации мероприятий отраслевых федеральных целевых программ. На федеральные и краевые средства строятся автомобильные дороги до сельских населенных пунктов в Заринском, Мамонтовском, Хабарском, Тюменцевском, Рубцовском, Панкрушихинском, Каменском, Тальменском, Родинском и многих других районах края. Всего введено в эксплуатацию 86 км автомобильных дорог, которые соединяют 47 населенных пунктов с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. В течение двух ближайших лет при поддержке федерального бюджета будут построены еще 128 км дорог к 68 населенным пунктам.

Особенность нашего региона – активное использование государственно-частного партнерства в сфере дорожного строительства. За счет средств краевого бюджета и частных инвесторов были построены дороги к производственным площадкам птицеводческого комплекса ЗАО «Алтайский бройлер», свиноводческому комплексу ООО «Алтаймясопром» в Тальменском районе, совместно с ОАО «Сибирь-Полиметаллы» ведется ремонт автомобильной дороги «Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Ключи – Кулунда – Славгород – Карасук».

В рамках мероприятий по развитию туризма в Алтайском крае были построены автомобильные дороги по маршруту Алтайское – Ая – Нижнекаянча – «Бирюзовая Катунь», Новотырышкино – Белокуриха, участок дороги «Белокуриха – Черновая» и мостовой переход через реку Катунь у с. Ая. В текущем году ведется строительство автодороги «Белокуриха – курорт «Белокуриха-2» протяженностью более 7,5 км.

В целях вывода постоянно растущего потока транзитного автотранспорта из центров городов особую актуальность приобретает создание современных транспортных развязок и автомагистралей. В 2013 году введен в эксплуатацию обход города Бийска – 10-километровая дорога с двухуровневой транспортной развязкой на въезде в город. В перспективных планах – строительство обходов Барнаула («Северный обход» протяженностью 54 км с мостом через р. Обь), Рубцовска.

Одна из важнейших автодорог Алтайского края – федеральная трасса М-52 «Чуйский тракт» – от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией. Пассажиропоток по Чуйскому тракту ежегодно растет, особенно в летний период, когда на дороге частым явлением становятся пробки. За несколько лет нам удалось привести в надлежащий порядок дорожное полотно практически на всей протяженности трассы в Алтайском крае. Это позволило существенно нарастить ее пропускную способность. Следующая задача – уширение двухполосных участков дороги до четырех полос. С 2006 года нами уже реконструировано более 28,5 километра трассы М-52. Планы на ближайшие восемь лет – уширение главной автодороги края на всем протяжении от границы с Новосибирской областью до с. Баюново в Косихинском районе.

Развитие транспортной сети нашего региона – это необходимое условие его поступательного экономического роста. Новые дороги и аэропорты, расширение сети железных дорог обеспечивают новые рабочие места и рост поступлений в бюджет региона. Но самое главное – наличие развитой транспортной инфраструктуры является серьезным преимуществом региона для привлечения инвесторов. Уверен, что наши планы позволят в ближайшие годы обеспечить лидирующее место экономических показателей Алтайского края среди регионов, не имеющих сырьевой базы.

 
Фоторепортаж