В Локтевском районе решат проблему с общественным транспортом

19:00, 24 июня 2019г, Общество 1640


1
1

Проблемы с общественным транспортом в Локтевском районе, похоже, скоро будут решены. Во всяком случае, это обещают местные власти.

В чём дело

Перебои в автобусном сообщении между селами и районным центром (городом Горняком) начались еще в позапрошлом году. Перевозчики стали меняться с одного на другой, а потом и вовсе отказались работать из-за убыточности бизнеса. В итоге в районе осталось два маршрута. Вместе они обеспечивают доставку пассажиров в четыре из полутора десятков сел района. Закрыты четыре маршрута, в том числе № 1, который шел через город до соседней Устьянки, и № 3 – до поселка Кировского, откуда много селян ездили в Горняк на работу.

«Последние два месяца у нас не работает общественный транспорт, – рассказывает жительница райцентра Любовь Жаско. – Пенсионерам приходится пешком добираться до больницы, а людям трудоспособного возраста шагать много километров от дома до работы».

Возмущенные жители обратились с жалобой в прокуратуру. Местные власти, конечно, не сидели сложа руки. Они пытались задействовать для общественных перевозок транспорт муниципального комхоза и школьный автобус. Но они не справились с проблемой.

Первый замглавы администрации Локтевского района Сергей Чичикин говорит, что много лет перевозками людей в районе занимаются бизнесмены, поэтому стабильности на этом рынке нет. Из-за низкого пассажиропотока и высоких издержек автобусные перевозки приносят убытки, особенно на маршруте № 3. Предприниматель Сергей Пегусов подтверждает, что отказался возить пассажиров в городе на маршрутах № 1 и 3, так как это невыгодно. Стоимость билета – 15 рублей, притом что за день их удается продать не более 700. Выручка не покрывает затрат.

«На Гилево маршрут закрылся, так как не было пассажиров. Автобус подъезжал к остановке, а в это время жители садились в такси, объясняя, что за такие деньги они могут позволить себе и такси, – вспоминает Сергей Чичикин. – Когда из-за убытков маршрут закрылся, таксисты подняли цены втрое. Жители заплакали: «Дайте автобус!», но предприниматель нам сказал, что больше не будет работать на этом направлении».

В феврале этого года районные депутаты приняли положение о компенсации затрат пассажироперевозчиков из местного бюджета. Но оставшиеся на рынке индивидуальные предприниматели за ней не обращались, хотя глава района Галина Глазунова им предлагала.

Сергей Чичикин считает, что частные перевозчики не смогли или не захотели документально подтвердить свои затраты, поэтому и отказались от бюджетной поддержки.

У Сергея Пегусова на этот счет своя версия: «Защита тарифа делается на основании данных за год, а мы их не имели, так как зашли на маршруты с 22 декабря 2018 года. К тому же я сам работаю водителем, поэтому на маршруте Покровка – Локоть могу что-то заработать. А если работать в городе, то нужно нанимать водителей. Это большие затраты, так как кроме зарплаты за них нужно платить страховые взносы. А тариф – 15 рублей. В Барнауле билеты стоят 25 рублей и то перевозчики недовольны этими расценками. Половина доходов уходит на горючее, надо еще учесть амортизацию машин, за стоянки платить».

Предприниматель вспомнил, что в 2018 году на маршрутах № 1 и 3 работало ООО «Виктория», у которого целая бухгалтерская служба, и то компания не смогла защитить тарифы. «А мне это тем более не под силу», – объясняет перевозчик.

Пока Сергею Пегусову не мешают возить людей между Покровкой и Горняком другие автоперевозчики, не боится он и конкуренции с таксистами. «Пассажиры не будут им платить дороже, чем стоит автобусный билет. А вот когда автобуса не будет, цены взлетят», – рассуждает предприниматель.

Выход найден

В мае после долгих раздумий депутатами района принято решение создать муниципальное автономное учреждение «Пассажироперевозки». 11 июня оно было зарегистрировано в налоговой, сейчас идет процесс открытия счета, заключения договора с районной больницей на предрейсовый и послерейсовый контроль водителей. На этой неделе предоставляем бумаги для получения лицензии. «Как только получим лицензию, автобусы выйдут на маршруты», – обещает Сергей Чичикин.

Он вспоминает, что когда пришел на эту должность, в Горняке оставался один муниципальный автобус. «Еще одну машину предприниматель Никитенко угнал в Нефтеюганск. Мы ее разыскали, доставили домой, отремонтировали. Это заняло немало времени и сил. Сейчас в автопарке кроме этих автобусов появилась «Газель», к концу недели приобретем за счет муниципальных средств подержанный «пазик». На подходе еще два ПАЗа и микроавтобус «Соболь», которые организовало Министерство транспорта края. Они тоже не новые, но, главное, в рабочем состоянии».

Автобусы будут базироваться в ООО «Перевозчик», осуществляющее междугороднее сообщение из Горняка в Руцовск и Барнаул. У компании есть свой гараж, штат водителей, автостанция.

Лариса Стрюц является руководителем «Перевозчика» с 2011 года. Она же возглавила и МОУ «Пассажироперевозки». Опытный менеджер понимает, что свести концы с концами муниципальному предприятию можно только при поддержке властей. «Мы работали на городских и пригородных маршрутах и знаем, что они убыточны», – говорит Лариса Стрюц.

На вопрос, откуда в районном бюджете возьмутся средства на содержание автотранспортного предприятия, если они не были запланированы до начала года, Сергей Чичикин вздыхает и после паузы говорит: «Где-то будем урезать. Других вариантов нет». Хотя предварительные расчеты показывают, что затраты будут не такие уж большие, примерно по 100 тысяч в месяц. «Я понимаю, что со временем, когда появится стабильный пассажиропоток, выручка у предприятия вырастет, соответственно, бюджетную поддержку будем потихоньку сокращать», – планирует муниципальный чиновник.

Он рассказал о том, что в районе разрабатывается программа по поддержке пассажироперевозчиков, в которой предусматривается приобретение из бюджета в лизинг двух микроавтобусов. «Мы прекрасно понимаем, что со старой техникой прибыли у предприятия не будет. Поэтому на убыточные маршруты поставим новые автобусы, чтобы не нести затраты на запчасти, – говорит Сергей Чичикин. – Новое предприятие пустит автобусы по маршрутам Горняк – Самарка – Золотуха, Горняк – Вторая Каменка – Гилево, Горняк – Кировский – Георгиевка – Александровка. И еще посмотрим направление на Локоть. Летом можно ездить на муниципальном транспорте на дачи».

И, конечно, не забудут о пресловутых № 1 и 3. Сейчас автобусный билет внутри Горняка стоит слишком дешево. Поэтому Лариса Стрюц будет добиваться увеличения цены проезда в краевом управлении по тарифам. Местные жители говорят, что готовы платить и 20, и даже 25 рублей, лишь бы быстрее запустили общественный транспорт. По самым пессимистическим расчетам, это случится в конце июля.

*   *   *

В тему

Локтевский район далеко не единственный в крае, где существуют проблемы с общественным транспортом. По некоторым данным, за последние 10 лет сообщение между селами и райцентрами сократилось на 70%. Можно по пальцам пересчитать районы, где сохранились муниципальные автотранспортные предприятия. Краевые власти еще 7 лет назад разрабатывали программу поддержки муниципальных перевозок, но она была положена под сукно. Может, стоит к ней вернуться?

Фоторепортаж