В Барнауле работает выставка живописца Александра Андрусенко «Край неба»

10:00, 30 января 2016г, Культура 2941


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Художественном музее работает выставка живописца Александра Андрусенко «Край неба», посвященная 55-летию художника. В ней представлены работы из мастерской автора и собрания музея, где творчество Александра Борисовича трепетно любят.

Экспозиция занимает два зала в нынешнем маленьком музейном здании и представляет всего чуть более трех десятков произведений (в их числе – два триптиха). Уместно вспомнить слова директора музея Инны Галкиной, убежденной, что выставка вовсе не должна быть огромной, чтобы было понятно, что художник хорош. А в данном случае это прямо-таки бросается в глаза. Автор с неповторимым художественно-образным «лицом», тяготеющий к «наивному искусству», мгновенно узнаваемый на любых групповых выставках, Андрусенко в буквальном смысле создает свой собственный мир, уже вполне обжитой, в котором немедленно хочется поселиться. Это мир, в котором по сельским улочкам на закате ходят ангелы с саночками, в котором снег идет точно как в детстве. И в котором можно попробовать доехать до далекого, но достижимого края неба на велосипеде.

На вернисаже Александр Андрусенко услышал в свой адрес много теплых слов (большую часть которых попытался оспорить).

– Мы с этим автором знакомы с тех пор, как он учился в Новоалтайском художественном училище, помним его дипломную работу, – рассказала на открытии искусствовед, заместитель директора музея по науке Наталья Царева. – Недавно был юбилей училища, и эта работа была в экспозиции, мы увидели ее снова и сказали: «Да, сразу было понятно, что у Александра Борисовича талант большого художника».

– Да ладно, мне тогда четверку поставили! – весело запротестовал автор.

– Когда на академических просмотрах расставляются оценки, это не за искусство, – строго возразила Наталья Царева. – Александр Андрусенко – художник, которому жизнь поставила совсем другую оценку: его творчество сегодня востребовано, его работы рады видеть у себя музеи Сибири. Наш музей проводит уже его третью персональную экспозицию, причем каждый раз мы сами уговариваем Александра Борисовича выставиться.

Нынешняя экспозиция, как стало понятно из разговоров на открытии, создана в момент некоего творческого перепутья художника, завершения очередного жизненного этапа и поиска новых средств, тем и форм. «Сейчас у нас был такой разговор с автором, который, возможно, не совсем уместен перед открытием выставки: о творческой зрелости, о том, чего ждут от художника зрители, коллеги, критики. И мы хотели бы, чтобы эта экспозиция помогла художнику взглянуть на себя со стороны и определить то главное, с чем он вернется в свою мастерскую», – заметила Наталья Царева.

Итак, что же увидит зритель? Здесь есть ранние работы «Чары на ветер» (1990), «Гость» (1991), «Заговор от куриной слепоты» (1990), созданные в смешанных техниках. Это живопись с использованием фольги – наподобие того, как в иконописи художники использовали тончайшие листы сусального золота или серебра, «подсвечивая» изображение изнутри. Техника, неизбежно придающая работам некое мистическое древнее звучание. Есть работы московского периода, продолжавшегося несколько лет (например, таинственные пейзажи «Сумерки Патриарших» и «Городской романс», жизнерадостная «Москвичка»). И, наконец, вещи последних лет, созданные по возвращении в родную Поспелиху. Новый этап, если судить по этим работам, отмечен задумчивостью и затаенной печалью: «Шорох травы» (2015), «Сиротская зима» (2014) и щемящая «Окраина. Памяти Виктора Колмакова» (триптих 2014 года).

С 1991 года (с перерывом на Москву) художник преподает в Поспелихинской школе искусств. Жалуется на профессиональное выгорание, но тут же оговаривается, что для него это по-прежнему возможность «воспитать соратников». Именно в этом огромном опыте творческого общения с детьми нашлось философское объяснение названию экспозиции, придуманному женой автора.

– Я вспоминаю, как в 90-е дети сидят у меня в классе, рисуют и одна девочка возмущается: «Кто это придумал – горизонт?», а вторая ей отвечает: «Это чтобы видеть даль», – рассказал Андрусенко. – А еще в свое время меня поразило, что у чукчей есть понятие «достижимого края неба». А ведь когда мы в детстве смотрим на горизонт, мы точно уверены, что туда можно добраться, что это действительно достижимый край неба! И вот проходит много времени, оглядываешься назад и понимаешь, что это состояние уже абсолютно недостижимо. И я стараюсь опираться на это – на свое детство, на ту искренность и невозможность фальши.

Справка
Александр Борисович Андрусенко – член Союза художников России с 2005 года. Член международной ассоциации «Искусство народов мира». Лауреат Всероссийского театрального фестиваля «Радуга талантов» (Тобольск, 2004). Лауреат премии международной ассоциации «Искусство народов мира» (Москва, 2002, 2010). Дипломант региональной выставки «Сибирь Х» (Новосибирск, 2008). Участник международных, межрегиональных и краевых выставок. Картины художника находятся в Художественном музее Алтайского края, частных коллекциях и галереях России, Польши, Германии, Франции.

Фоторепортаж