Главный имам Соборной мечети Барнаула Фагим Хазрат отмечает 50-летний юбилей

10:10, 30 ноября 2016г, Общество 4583


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Сегодня, 30 ноября, принимает поздравления с 50-летним юбилеем председатель Духовного управления мусульман Алтайского края, главный имам Соборной мечети Барнаула Фагим Хазрат, в миру – Фагим Ахметгалиев. Поздравила его и «Алтайская правда». Как и приличествует этой солидной дате, говорили о семье, детях, предназначении человека.

«Не забывай родной язык»

– Фагим Маснавиевич, ваши родители были колхозниками и семья – обычная, советская. Как вышло, что вы стали имамом?

– Каждый человек рождается со своим уделом. Нас с сестрами вырастила бабушка Разия, потому что родители уходили на работу в 5 утра и возвращались поздно вечером. А деды мои погибли во время Великой Отечественной. Бабуля своим примером показывала нам, объясняла, как надо жить, что хорошо, а что плохо. С ней я выучил первые простые молитвы. То светлое, что она в меня заронила, взошло как и положено. После школы я уехал в Уфу, поступил в училище, затем армия, погранвойска, служба на заставе в Прибалтике. В медресе я поступил, четко представляя свою жизнь.

– Вы учились в Медине и даже совершили паломничество в Мекку. Возможность редкая для юноши из России. Почему выбрали именно вас?

– В Уфе преподаватели Исламского университета Медины принимали вступительные экзамены, конкурс был высоким. Из 80 без малого человек на курс прошли лишь шестеро, включая меня. На экзаменах были вопросы по Корану, арабскому языку. Но я был готов. Арабский стал моим третьим языком. Первые два – русский и башкирский, схожий с татарским. Учеба в священной Медине незабываема. Здесь человек по-особому воспринимает то, что ему предназначено прожить.

– Вы свободно говорите на трех языках. Меж тем дети в мусульманских и смешанных браках утрачивают навыки общения на родном языке, если учатся в обычной светской школе.

– Эта проблема есть во всех регионах России. Малое поглощается большим. Но на Алтае у любой семьи есть возможность и родной язык сохранить, и выучить тот, на котором говорит сосед. Можно прийти в мечеть, можно – в один из культурных центров, основанных диаспорами. Знать родной язык – не то чтобы неплохо. Необходимо. Мои единоверцы, живущие на Алтае, хорошо владеют русским, но утрачивают тот, на котором говорили их предки. Я бы не хотел, чтобы так случилось с моими маленькими детьми, дочкой Аминой и сыном Ахмадом, растущими в мультикультурной среде.

Немного истории

– Мы знаем, что барнаульская мечеть – вторая, которая строится с вашим участием. А где была первая?

– После окончания медресе меня назначили главным имамом Бураевского района Башкирии, я там служил 4 года, построил мечеть, после этого меня пригласили в Барнаул. Местная представительная мусульманская диаспора нуждалась в духовном лидере. Первая очередь мечети на тот момент была уже фактически готова, вторую мы достроили недавно.

– Сколько сейчас прихожан в Соборной мечети?

– Более 30 тысяч человек, включая людей с видом на жительство в России, таких тоже много. Помню, как поначалу активисты диаспоры обзванивали мусульман, приглашали на пятничный намаз, но собиралось не больше десяти человек. Мы терпеливо делали то, что должны были, и понемногу люди пошли. Наше дело – довести до них знания, а довести веру до сердца – дело Всевышнего. У нас так говорят. Сейчас на главные религиозные праздники в мечеть приходят по 3 – 5 тысяч человек, и те, кому не хватает места, молятся на улице.

– Почему мусульмане такое значение придают пятничной молитве? Ведь можно молиться и в другие дни недели.

– Это время разговора со Всевышним, и имам обращается к прихожанам на самые важные для человека темы: как вести себя с семьей, соседями, друзьями и недругами, выстраивать отношения детей и родителей. В одном из хадисов Корана сказано: «…ищите рай под ногами матерей». Ни жен, ни друзей – матерей! Потому что твоя жена станет мамой, и дети будут относиться к ней так, как ты сейчас относишься к своей. Пятничной молитвой человек проецирует добро на все веточки рода.

– В день рождения принято благодарить родителей. Расскажите о своих.

– Отца уже нет с нами, а мама жива, ей 76 лет. Я стараюсь уделять ей время, если удается выкроить недельку, еду к ней в Башкирию. Она там не одна, ей помогают мои сестры Гульфия и Гульнара.

– По традиции к молитве людей призывает муэдзин с минарета. В Барнауле так не делают. Не нарушаются ли каноны таким образом?

– В мусульманских странах это делает самый ответственный человек с сильным, красивым голосом. Обычай остался со времен, когда у людей не было часов. Мы еще на стадии строительства мечети в Барнауле сказали властям, что у нас нет необходимости оглашать улицу призывами. Никто никому не должен мешать в интернациональном обществе, ведь у каждого свои традиции. К слову, об истории. Мусульмане жили на этих землях еще в достолыпинские времена. Захоронения некоторых старинных татарских кладбищ датированы XVIII веком.

«Соблюдай закон»

– Помните, каким вам показался край, когда вы приехали сюда 15 лет назад?

– Я тогда только-только перешагнул возраст Христа, как говорят христиане. Это время, когда человек в полной мере осознает свое предназначение в жизни. Первое ощущение от Алтая – доброжелательность. В этом регионе добродушия и милосердия в людях не в пример больше, чем в жителях других территорий, особенно мегаполисов, где так просто потерять свое «я». Извините, я не люблю слово «терпимость». Если человек терпит, значит, в его сердце есть что-то нехорошее и он изо всех сил его сдерживает. Жить рядом и терпеть друг друга ненормально. Доброжелательность, взаимное понимание и уважение – вот лучшие черты интернационального общества.

– И все же оно неоднородно по привычкам, обычаям, истории живущих в нем этнокультурных групп. Как удается избегать конфликтов?

– В своих проповедях я призываю прихожан вести себя так, как учил пророк Мухаммад. Если человек все делает правильно, по совести, любит окружающих, то и его полюбят. Мы учим мусульман соблюдать договоры, а значит, законы страны, что гостеприимно приняла тебя, дала дом, семью, работу. Кто эти законы нарушает – идет против Всевышнего. Но дело тут, думаю, не в национальностях. Приведу пример. Как-то пророк в споре своего единоверца с евреем принял сторону иудея. Потому что он был прав, а не потому, что был евреем. Судить человека можно лишь по его поступкам.

– Вы, как член Общественного совета при ГУ МВД России по Алтайскому краю, порой имеете дело с элементами экстремизма в распространяемой духовной литературе. Но в ней же все на притчах и сложных образах. Нужно быть семи пядей во лбу, чтобы отличить добро от зла. Получается?

– Все на самом деле просто. Есть опубликованный Минюстом Федеральный список экстремистских материалов, есть закон. Не мы принимаем решения. Это делает суд. Он признает книгу экстремистской – или оправдывает ее. Мы лишь сообщаем прихожанам о запрещенных. Все, что люди должны делать, – чтить закон. Самая большая проблема сегодня на самом деле связана не с книгами, а с материалами, которые ходят в Сети. Молодым нравится, что, задав вопрос онлайн, можно тут же получить ответ. Мало ведь кто из них, не окрепших душой и умом, задумывается, кто, что и с какой целью говорит. Нам, взрослым, нужно быть очень внимательными.

– «Божественная комедия» Данте Алигьери начинается такими строчками: «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу». Что сделать, чтобы не попасть в сумрак к своим пятидесяти годам?

– У верующих таких вопросов не возникает. Каждый из нас рождается со своим предназначением. Надо просто честно выполнять свой долг, делать то, что от нас зависит, и полагаться на Всевышнего. Как Он решит – так и будет.

СПРАВКА:

Фагим Хазрат – уроженец Башкирии. Выпускник медресе им. Фахретдина в Уфе и Исламского университета Медины. С 2000 года живет и работает в Барнауле. Председатель Духовного управления мусульман Алтайского края, под его патронатом в регионе действует девять приходов.

Фоторепортаж