«Найти свое Беловодье»: как рассказы о жизни уймонских староверов меняют современных людей

09:48, 11 декабря 2022г, Общество 746


«Найти свое Беловодье»: как рассказы о жизни уймонских староверов меняют современных людей Фото №1
«Найти свое Беловодье»: как рассказы о жизни уймонских староверов меняют современных людей Фото №2
«Найти свое Беловодье»: как рассказы о жизни уймонских староверов меняют современных людей Миниатюра №3
«Найти свое Беловодье»: как рассказы о жизни уймонских староверов меняют современных людей Миниатюра №3

Как водой наполняется тара, так ранним утром первые лучи солнца постепенно заливают Уймонскую долину светом. Мерзлота и иней в считаные минуты сменяются теплым прикосновением солнца нового дня.

Невдалеке – Белуха. Где-то дальше – легендарное Беловодье, или Шамбала. Веками эта сказочная страна манила староверов. А теперь – туристов и разный увлеченный, а то и одержимый люд.

Уймонская долина напоминает чашу протяженностью 35 км, сводами которой являются два высокогорных скалистых хребта, Катунский и Теректинский.

Такое относительно небольшое пространство собрало внутри себя множество самых разнообразных людей: алтайцев, староверов и приезжих со всей страны по самым разным причинам.

«Хоть бы успеть…»

В селе Верх-Уймон, культурной столице Усть-Коксинского района Республики Алтай, есть одна крохотная избушка (пятистенок). Она притягивает многих, здесь идут экскурсии о культуре старообрядцев. Но для многих людей в сердцах и душах остается нечто гораздо большее, чем простое посещение Музея истории и культуры Уймонской долины.

Раиса Павловна Кучуганова – живая легенда, создательница, экскурсовод и научный сотрудник этого музея. На протяжении 50 лет и до сегодняшнего дня она собирала и собирает множество притч, заговоров, поговорок, пословиц, воспоминаний местных староверов.

– Я пешком, на велике, иногда и с моим супругом Виктором Ефимовичем, весь Усть-Коксинский район объехала вдоль и поперек. Это не мои знания – это мне все старики рассказали. Они уходят из жизни, а с ними и бесценные знания. Всегда тревожила мысль в голове: «Хоть бы успеть…»

«Сердце исцеляется!»

Множество историй со счастливым концом может привести Раиса Павловна, но еще много пишут сами люди. В Книге отзывов и предложений их уже на несколько томов. Вот некоторые записи:

«Храни Господь Раису Павловну и мудрость этих земель и народа! Благодарим за тепло и любовь, которые льются через ваши добрые слова. Сердце исцеляется! Память предков поможет светлому будущему. Спасибо за книги и ваш свет!

 Оля и Саша из Петербурга».

«Как из святого родника напился. Всю дорогу плакал, да слезы лились от счастья, что услышал то, что душа мне давно хотела сказать.

 Александр из Москвы».

«Дорогие люди! Берегите Раису Павловну – душу земли русской! Эти люди берегут нас и охраняют от всех бед!!! Низкий поклон!

 Семья Ашиховых (мама, папа и пятеро детей)».

Во время экскурсий наша героиня очень много разговаривает с туристами о почитании родителей, об уважении к ним. «Мы при маме даже громко не разговаривали, а если кто-то не то скажет, она вся слезами зальется, а мы все ходим и просим у нее прощения», «Как бог для людей, так отец до детей», «Материнская ладонь высоко поднимается, да не больно бьет», «Материнский гнев что весенний снег: много выпадает, да скоро тает», «Жена для совета, теща для привета, да нет милее родной маменьки», «Материнская молитва со дна моря достанет».

«Проси прощения!»

Сын содержал мать 30 лет, он все для нее делал: поил, ухаживал, уговаривал. А потом вдруг подумал: «Я все долги тебе, мать, отдал». Только он это подумал, как у него за плечами появился ангел и говорит: «Нет, милый сын, никакие ты долги не отдал. Если ты отдал, то только за то, что, когда на лавочке сидел, свалился, а мать тебя подхватила и обратно на лавочку посадила. Ты не изувечился. Вот только этот долг ты отдал».

– Рано или поздно, когда родители уходят из жизни, наступает горе позднего раскаяния, – говорит Кучуганова. – Мамы больше нет, и ты думаешь, что не так говорил, надо было там промолчать, а тут поддержать, – когда я это рассказала, все вышли, а один мужчина остался и спрашивает: «А мне что делать? Меня мама бросила, когда я еще был совсем молодой. По жизни я всего добился сам. Она теперь больна, просит моего прощения, я сказал, что простил, но на душе мне так же тяжело». Я до сих пор не знаю, почему так ответила: «Мой хороший, беги к матери да проси прощения! Как же ты жить потом будешь?!»

«Сочетай вас Господь»

Раиса Павловна сетует, что кругом разлад и зло: «Чем пестрит Интернет! Как много ненависти между людьми, да еще и родными: свекровь ненавидит невестку, невестка ненавидит свекровь, между ними мечется муж. Мы часто ведем себя так, как будто мужа нашли в огороде в крапиве и совсем невоспитанного. У кержаков и на эту «болезнь» есть лекарство».

Сертификат от кержачки

Отношения между мужчиной и женщиной – извечная тема. Уймонские старообрядцы тоже не стали исключением. А как на эту тему Раиса Павловна повествует – всегда на бис!

«Выглядывай жену не из двери, а с колыбели», «Женился на скору руку – так на долгу муку», «Женись, чтоб не каяться, любить да не маяться», «Сватал-то денечек, а плакал-то годочек», «В людях ангел – не жена, дома с мужем – сатана», «Если жена-то верховодит, то муж по соседкам ходит».

Совсем недавно заходили к ней молодые люди из Москвы. Один из них пошутил: «Прежде чем разрешать жениться, надо вести к Раисе Павловне и пусть она подпишет брачный сертификат; если пройдут школу, то потом можно и в супружеский союз вступать». Местные также подмечают: «Раньше молодоженов водили к памятнику Ленина, а теперь к Раисе Павловне».

«Поперёшная» жена

Жили-были муж и жена. И хорошо бы жили, но жена угодила поперешная: все наперекор: «Назло мужу сяду в лужу». Замучился мужик. Бывало, скажет: «Брито», а жена твердит: «Стрижено». Не уговорить ее, не убаить. Терпел он, терпел да понял: железо уваришь, а злой жены не уговоришь. Как с ней век коротать? Решил терпеть: терпение – половина спасения.

Надо было перейти через канавку – ни обойти, ни объехать, и вброд глубоко. Мужик огляделся, нашел жердочку. Сам перешел – следом жена. Идет, качается, руками машет. Муж заботится: упадет ведь, утонет. Уговаривает жену: «Ты не пялься, иди аккуратно. Ведь упадешь и утонешь». Да где там! Разве она будет слушаться, ведь она поперешная, назло качается на жердочке. Бултых в воду – и утонула.

Заплакал мужик, жалко жену: работяща, пригласительна, дом чисто вела. Побежал искать вверх по речке. Люди спрашивают: «Что ты плачешь, кого ищешь?» Отвечает: «Жена у меня утонула». Удивились люди: «Да ты чо, паря! Иди вниз по канаве, ее ведь по течению понесло». – «Нет, – отвечает он, – вы моей жены не знаете. Она поперешная. Уж она непременно вверх поплывет».

Снова говорит Кучуганова:

– Когда делюсь этой притчей, многие супруги переглянутся друг с другом глазами и улыбнутся. Однажды одна женщина, услышав притчу, твердила мужу: «Не поперечная я у тебя, не поперечная», а он смиренно соглашался.

Покачать зыбку

Многие семьи благодарят Раису Павловну за подаренные знания. Некоторые пары делились, что книги хранительницы старообрядческой культуры помогали им не разводиться, в других семьях ее книги настольные.

Уж 50 лет музею в этом году! В светлице висит старинная зыбка, и есть поверье: та, что ее покачает,  обязательно забеременеет. Бывали случаи, что только за этим и приезжали из далеких краев. Супруг Виктор Ефимович: «Помню, пара приехала и им не нужна была экскурсия, только зыбку покачать, я поехал и открыл им дверь, покачали. А уже в прошлом году с новорожденным богатырем навещали, благодарили».

«С чистым сердцем»

Мудрым народ стал не потому, что таким родился, а потому, что претерпевал много. Со средней полосы России переселялись семьи на Алтай, минуя реформу Никона, во второй половине XVII века. В XVIII–XIX веках тружничали, хозяйство поднимали. Рассказывали старики, что только лентяй бедно жил, у других же и дома, и скотина, и пасеки – все для жизни было. А в ХХ веке раскулачивание, репрессии, войны. Одна из последних книг Р. П. Кучугановой называется «Через лютую боль с чистым сердцем остаться». В нее вошло множество трагических воспоминаний.

«В деревне милиция ломала церковь, сжигали книги, иконы. Старики их подбирали. Старым связывали руки, угоняли из деревни на конях. В сельсовете назначали понятых, шли зорить людей. Чаще всего делали это ночью. Приехали к бабушке Буньковой, брать-то нечего. Избушка-стопа, а в ней голым-голо. Старухе сказали, что у нее есть золото, оружие и она иностранный шпион. Пол повыротили, но, кроме нескольких метров товара, ничего не нашли. Бабке связали руки и повели. Сами ехали на конях, а ее пешком вели. Брела через реку, всю дорогу били. Те, кто за старухой приезжали, патриотами себя называли».

«А то еще случай был: захворал мужик, лежит, ни рукой, ни ногой пошевелить не может. Сосед заглянул: «Ничо толку не будет, ты не жилец». Он пал духом, к смерти готовится. Давний друг пришел, понял все: «Ты чего лежишь? Я вижу, через три дня встанешь». Задумался больной, собрал все силы и встал. Много лет прожил, много дел переделал. Вот что с человеком вера делает».

«А Беловодье-то существует? Где оно, Раиса Павловна?» – спрашивают ее туристы.

«В душе оно вашей. И в сердце», – отвечает хранительница наследия староверов.

Анастасия ЛЕВИЦКАЯ

 
Фоторепортаж