ГИБДД дали больше прав

12:59, 25 октября 2017г, Транспорт 1855


1
1

Согласно новому Административному регламенту ГИБДД, который вступил в силу с 20 октября, у дорожных инспекторов стало гораздо больше прав. Но наш эксперт советует водителям не паниковать по этому поводу.

Чтобы обеспечить максимальную защищенность граждан и свести к минимуму возможные разногласия между водителем и инспектором, МВД утвердило новый регламент ГИБДД. Регламент касается всех участников дорожного движения. Многие нововведения на первый взгляд могут взбудоражить, но причин для беспокойства меньше, чем кажется. По пунктам разобраться в изменениях и развеять опасения нам помог автоюрист, представитель общества автовладельцев в г. Барнауле Дмитрий Синогин.

У страха глаза велики

Беспокойство автовладельцев понятно. К четырем правам и обязанностям водителя аж двадцать прав инспектора. Тут и разрешение останавливать автомобили для проверки документов в любом месте дороги, а не только на постах ДПС, и возможность размещения патрульного автомобиля в местах с видимостью, ограниченной по естественным причинам, а также пункт, который вызывает наибольшее количество вопросов у правозащитников: отсутствие разрешения на видеосъемку общения с автоинспектором.

«Большая часть изменений несет в себе лишь технический характер и не является чем-то новым, – поясняет Дмитрий Синогин. – Хоть и патрульную машину должно быть видно издалека, но возникают ситуации, когда выполнить это требование невозможно. Например, когда необходим дополнительный контроль на аварийно-опасном участке дороги, но поставить патрульную машину можно только в определенных местах, притом что видно ее не будет. Этот пункт не значит, что сотрудники будут прятаться, а просто опускает возможные недоразумения при необычных обстоятельствах».

Присутствуют и другие технические изменения: в новом регламенте убрана возможность изъятия водительских прав и снятия номеров – эти меры были исключены из законодательства раньше и давно не применяются. Некоторые новшества облегчают жизнь водителю, одним из них является возможность предъявлять инспектору не только традиционный бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного. Разрешение уехать с места нарушения с водительскими правами тоже является каким-никаким положительным моментом для автовладельцев. Сдать их нужно будет в течение трех дней после нарушения, а не сразу на месте, как принято это сейчас.

Простые формальности

Почти каждый пункт регламента может вызвать ряд вопросов, которые без пояснений заставят водителей волноваться, например, исключение из списка беспрепятственной фото-, видео- и аудиофиксации сотрудника ДПС при исполнении.

«Тут есть небольшие несостыковки, – удивляется Дмитрий Синогин. – Этот пункт убрали, аргументировав тем, что в законе «О полиции» он уже прописан, но оставили другие пункты, которые встречаются в обоих документах. Например, в регламенте зафиксировано, что сотрудник не должен грубить, хотя в законе «О полиции» этот пункт присутствует. Несмотря на это, инспектор не имеет права препятствовать видеозаписи, так как это конституционное право каждого гражданина. Нет причин лишать водителя такого эффективного профилактического инструмента в отношении непрофессионализма и коррупционных проявлений сотрудника ГИБДД». Это значит, что в большинстве рядовых ситуаций видеосъемку можно вести, исключение составляют только из ряда вон выходящие ситуации. Если на месте ДТП водитель снимает происходящее на телефон, мешая при этом инспектору, то инспектор вправе потребовать прекратить съемку, этот момент имел место и раньше. Съемка также запрещена при проведении инспектором контртеррористической операции.

Новый регламент обязывает инспекторов проявлять вежливость во время общения с водителями, всячески воздерживаться от разного рода дискриминирующих высказываний по разного рода признакам: пол, возраст, раса, национальность, язык, гражданство, социальное, имущественное или семейное положение, политические или религиозные предпочтения. «Именно видеосъемка, которая просто необходима в ситуациях, когда сотрудник ГИБДД нарушает требование соблюдать тактичность, станет отличным подспорьем для воспитания вежливости в нерадивых сотрудниках. Не секрет, что когда инспектор видит включенную камеру или видеорегистратор, то он старается общаться учтиво, не говоря уже о недопустимых проявлениях коррупции», – уверяет Дмитрий Синогин.

Далее идет пункт о правилах остановки автомобиля для проверки документов, он вызывает куда меньше споров. Делать теперь это можно и вне постов ДПС, но только чтобы общение проходило в фокусе систем видеофиксации – это обязательное требование. Наш эксперт считает, что это тоже мало чего меняет, ведь при проведении спецмероприятий сотрудники дорожно-патрульной службы могли остановить водителя для проверки в любом месте, так же как и при подозрении в совершении правонарушения. «Количество постов ДПС сократилось втрое, а число водителей, не имеющих прав, повсеместно увеличивается. Речь идет о том, что с этими изменениями предлогов для остановки машины становится больше и это должно обезопасить дорожное движение», – считает Дмитрий Синогин.

Изменения в законодательстве претерпели и правила использования средств автоматической фиксации нарушений. Ранее запрещалось размещение камер в местах установки временных дорожных знаков – теперь этого ограничения нет. Эта мера позволит снизить количество ДТП, связанных с превышением водителями установленных временных ограничений скорости, в местах проведения работ по ремонту, реконструкции и обустройству дорожной сети. Сейчас данный тип нарушений является одной из распространенных причин аварий.

Без справок

Одно из самых революционных нововведений, касающихся водителей, – это отмена справок о ДТП, на получение которых уходило длительное время. «Эти справки в первую очередь требовали страховые компании для урегулирования убытков и последующих выплат. У многих водителей сразу появляется вопрос: не возникнет ли коллапса в связи с этим, не будет ли бума страхового мошенничества? Ответ – нет. Необходимость в этих самых справках уже давно отпала. После аварии пострадавший водитель получает на руки все необходимые документы: копию протокола или копию постановления по делу об административном правонарушении, их можно предъявить сотруднику страховой компании, этого будет достаточно», – объясняет Дмитрий Синогин. Он надеется, что все нововведения делаются во благо. Что каждый пункт нового регламента синхронизирован и согласован с другими органами власти, качественно доведен до каждого сотрудника ГИБДД и каждый из участников дорожного движения увидит улучшения на дороге, будь то экономия времени в получении справок, снижение аварийности или банальное проявление вежливости инспектора при проверке документов.

Владислав ГЕРАСИМОВ.

 
РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж