Фильм «Принтер будущего»: люди пока интереснее роботов

17:31, 01 апреля 2017г, Культура 2285


1
1

На этой неделе канал 24_DOC показывал американский документальный фильм 2014 года под названием «Принтер будущего». Изначально авторы рассчитывали стать свидетелями технологической и промышленной революции, вызванной к жизни появлением бытовых 3D-принтеров, но в итоге фильм получился не столько о технике, сколько о людях.

Анонс телеканала гласит: «3D-принтеры меняют мир, заменяя промышленное производство на домашнее. Многие называют это новой индустриальной революцией. «Принтер будущего» рассказывает историю инженеров, создающих эту революцию, специалистов, которые борются за то, чтобы 3D-печать стала доступной все большему количеству людей, тем самым воплощая в жизнь самые смелые научно-фантастические фантазии».

И сначала мы действительно следим за тем, как кучка энтузиастов пытается изменить привычный нам мир до неузнаваемости. «Никто не печатает себе новую почку и не устанавливает ее прямо на кухонном столе – пока. Но это не значит, что так будет всегда», – говорит в фильме один эксперт.

В фокусе внимания авторов фильма две компании. Одна из них – «Мейкербот», небольшая фирма, возглавляемая харизматичным Бри Петтисом, замыслившим предложить обычным людям небольшой настольный принтер за пару тысяч долларов, на котором со временем можно будет распечатать себе что угодно, начиная от идеально сидящей одежды и обуви. А вторая – крошечный стартап «Формлабс». Несколько друзей, познакомившихся в робототехническом лагере, в своем подвальчике состряпали прототип маленького 3D-принтера, работающего при этом по самой продвинутой и качественной технологии стереолитографии, и тоже решили покорять мир.

Режиссеры Луис Лопез и Дж. Клэй Твил знакомят нас с сооснователями компаний – молодыми инженерами, программистами и дизайнерами, которые бросили учебу или скучную работу и теперь днями и ночами ищут пути развития бизнеса. Основатель «Формлабс» Макс Лобовски – сын инженеров из России, родившийся в США, классический «ботаник» с трудностями в общении, которые компенсируются талантом, интуицией и тихой упертостью. Вышеупомянутый Бри Петтис, наоборот, настоящая звезда, прирожденный оратор, любимец журналистов и публики, умеющий просто и убедительно говорить о непонятных вещах. Кто-то ради дела занимает деньги у друзей, в чей-то проект вложились крупные инвесторы, «Формлабс» собирает свои миллионы в интернете.

Словом, все идет по плану, когда на сцену выходит гигант рынка 3D-принтеров, проморгавший разворот индустрии в сторону обычных людей, и решает задавить в зародыше маленькую фирму «Формлабс» судебными исками. А затем появляется еще один яркий персонаж: студент-анархист, который хочет поделиться со всем миром чертежами боевого оружия, которое можно распечатать из пластика на бытовом принтере. Его видеоролик, в котором он по-настоящему стреляет из забавного беленького пистолета, собирает миллионы просмотров в интернете, и вот уже парнем интересуется Госдепартамент США, а тихие энтузиасты новой индустриальной революции пребывают в ужасе от того, что люди могут отвернуться от их мирной и прогрессивной идеи.

Но самое интересное начинается в последней трети фильма, когда выясняется, что светлый технический ум – отнюдь не главное для успеха. Всеобщий любимец Бри Петтис из «Мейкербот» по мере того как его компания увеличивается раза в четыре, превращается из милого парня в настоящего тирана, увольняющего сотрудников без разбору и теряющего друзей. Люди, когда-то начинавшие вместе с ним, теперь работают в шикарном офисе с видом на статую Свободы, но чувствуют себя совершенно несчастными из-за того, что он ради развития бизнеса каждый день предает их общие идеалы. «Эмоции играют важную роль в работе», – неожиданно понимает кто-то из его сотрудников. Сам же Бри с нервной улыбкой говорит, что директор должен уметь принимать жесткие решения.

А в это время у маленькой фирмочки «Формлабс» проблемы покруче. Им никак не удается наладить выпуск принтеров: то на металлических деталях заусенцы, то партия бракованных лазеров попалась, да еще тот судебный иск. Но именно в этой ситуации социофоб и эгоцентрик Макс Лобовски учится слышать другие мнения, ценить друзей и даже задумывается о курсах ораторского мастерства, чтобы продвигать свой продукт.

«Когда успешные люди говорят, что многим пожертвовали, речь не об их бессонных ночах или о том, что они не видят семью, – замечает в фильме один инженер. – А о том, что они отказались от самих себя и перешли границы, которые обещали не переходить». Словом, люди пока остаются интереснее роботов.

Фото: pixabay.com

Фоторепортаж