Это вам не БЛА-БЛА-БЛА. Это авиация

15:23, 11 октября 2019г, Общество 2325


1
1

В наше время каждый может стать командиром воздушного судна. В открытой продаже сегодня сотни модификаций радиоуправляемых дронов на любой кошелек, под любые цели. Одно условие: ПДД на небесных дорогах должны работать так же четко, как и на земных. С 27 сентября в России вступили в силу новые правила учета беспилотников с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 килограммов.

Надо – оформляем

Законодательные изменения касаются каждого владельца беспилотного летательного аппарата (далее – БЛА). Будь то солидные организации, чья деятельность невозможна без воздушного мониторинга, или родители, купившие своему отпрыску игрушку в магазине игрушек. Есть радиосигнал, есть вес более 250 граммов – всё, нужно регистрировать и уведомлять службы контроля воздушного движения о намерении полетать.

Если вы считаете, что проблема надуманна, – оглянитесь вокруг. Запуски радиоуправляемых птичек давно уже обыденность. Себестоимость полёта БЛА невысока, потому они сейчас так популярны среди профессионалов и любителей. Но при неумелом пилотировании бед, увы, не избежать. Дрон может упасть. На головы людей или воздушные коммуникации – кому как повезет. Или залететь в зону посадки и взлета самолетов…

Чтобы сферы, в которых используются БЛА (спасательные и поисковые службы, лесная отрасль, почтовые и курьерские услуги, кейтеринг и т. д.), развивались без проблем,  участники воздушных сообщений, включая операторов БЛА, обязаны неукоснительно выполнять правила.

Так считает директор краевого учреждения «Алтайприрода» Алексей Астанин. Это ведомство использует дрон для мониторинга лесных массивов, труднодоступных мест. Но сейчас аппарат «законсервировали» – на период оформления и постановки на учет, как того требуют новые правила.

Максим Диянов, представитель сферы услуг аэрофотосъемки, уже прошел процедуру регистрации и заявляет ответственно:

– Никаких запредельных усилий новый закон от владельцев БЛА не требует. Заявление на регистрацию подается без хлопот. Мы летаем на разрешенных высотах, работаем профессионально, для нас соблюдение правил – залог успеха предпринимательской деятельности. Думаю, в большей степени нововведения касаются непрофессиональных пилотов.

В редакции газеты «Змеиногорский вестник» с помощью дрона делают видеорепортажи и подкасты.

– Мы приобрели его полтора года назад. Аэросъемка – это хорошо и здорово, что подтверждает и посещаемость нашего сайта, – рассказывает редактор районного издания Людмила Кейбол. – Закон потребовал оформить аппарат как положено – мы оформляем, волокиты с этим нет.

«Игрушки»

Ликвидация последствий ЧС, авиаразведка и мониторинг паводковой обстановки, определение координат ледовых заторов, скорости распространения и направления лесных пожаров, поиск потерявшихся людей – проще назвать то, чем не занимаются с помощью дронов спасатели.

Начальник Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Алтайскому краю Борис Парпиев рассказывает, что сегодня беспилотники используются во всех направлениях работы спасателей. На службе ведомства – восемь аппаратов вертолетного и самолетного типов с возможностью установки дополнительного оборудования на борту, например камер высокого разрешения, незаменимых в поисках потеряшек. 

У таких профессиональных БЛА есть только один недостаток. Их нельзя использовать в ветреную (свыше 15 метров в секунду) и дождливую погоду, при минусовых температурах из-за того, что моментально садится батарея.

Борис Алексеевич уверен, что давно пришла пора навести порядок с использованием дронов, особенно если пилот – любитель:

– Это серьезная техника, она требует от людей основательной подготовки. Чтобы стать профессиональным оператором беспилотной авиации, нужно получить допуск к работе на том или ином виде БЛА, к управлению авиационными системами. Сам дрон нужно зарегистрировать, застраховать и отправлять периодически на техобслуживание. В принципе, эти правила должны работать повсеместно по отношению к организациям и обычным гражданам.

– Борис Алексеевич, но ведь беспилотники продают сейчас повсеместно, как игрушки, по цене, доступной даже для средней руки покупателя. Не думаю, что магазины при продаже выдвигают какие-то требования к регистрации.

– Новый закон для того и нужен, чтобы навести порядок в этой сфере. Бед может наделать даже «игрушечный» аппарат, взлетевший на высоту девятиэтажного дома, если им управляет новичок без соответствующих навыков. Падая с высоты, БЛА способен нарушить воздушные коммуникации, травмировать людей. И уже тем более недопустимы несанкционированные «Запсибаэронавигацией» любительские полеты в зоне посадки и взлета самолетов.

Реальные риски

Вряд ли собеседник преувеличивает. Профессиональные аппараты оснащены маячками, диспетчерские радары их «видят», если такой аппарат попадает в коридор посадки и взлета самолетов. Но если даже их нет, остаться невидимкой не получится – радиосигнал сам по себе мешает работе навигационного оборудования аэропортов.

К слову, спасатели рассказали, как осложняли их работу во время сильного наводнения в Иркутской области беспилотники, управляемые блогерами и прочими любителями поснимать сверху. А ведь, по приблизительным данным Росавиации, в стране насчитывается полмиллиона БЛА.

Как подтвердил «АП» начальник Алтайского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигация Западной Сибири» государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации Олег Шишканов, угроза безопасности пилотируемым воздушным судам и впрямь существует, если владельцы  беспилотников нарушают требования Федеральных правил использования воздушного пространства России.

– С 2015 года только в зоне ответственности филиала «Аэронавигация Западной Сибири» зафиксировано 21 нарушение порядка использования воздушного пространства владельцами беспилотных воздушных судов, три из них – в небе над Алтайским краем. Все нарушения связаны с невыполнением ими требований законодательства по представлению плана полета и получению разрешения на использование воздушного пространства. Такие полеты в районах аэропортов и аэродромов, а также в местах массового скопления людей представляют реальные риски, – констатирует Олег Шишканов.

К слову, и штрафы за нарушение закона предусмотрены немалые. От 20 до 50 тысяч рублей – для пилотов-любителей,  от 100 до 150 тысяч – для должностных лиц, от 250 до 300 тысяч рублей – для юридических с административной приостановкой деятельности на срок до 90 суток.

Так можно ли считать игрушкой коптер,  купленный на распродаже в семейном дискаунтере? Или владелец дрона автоматически становится командиром воздушного судна?

Справка
Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов,  ввезенных или произведенных в РФ, вступили в силу 27 сентября 2019 года. Заявление о постановке беспилотника на учет с приложением фото БВС владелец представляет почтовым отправлением по адресу Росавиации: 125993, Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2, с пометкой «учет БВС». Телефон для справок – 8 (800) 200-6-555. Более подробная информация о порядке учета дронов – на офсайте Росавиации. 

Для владельцев зарегистрированных аппаратов на сайте Новосибирского зонального центра Единой системы организации воздушного движения («Аэронавигация Западной Сибири») опубликованы рекомендации по использованию воздушного пространства и планированию полетов. Главное из них: каждый полет должен проводиться с разрешения центра,  с соблюдением установленных ограничений, временнЫх и местных режимов. Если полет планируется над территорией Барнаульского городского округа, владелец БЛА обязан руководствоваться постановлением администрации Барнаула от 
15 июля 2019 года «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорией городского округа – города Барнаула…».

 
Фоторепортаж