Эмоциональный перелом

16:00, 11 января 2018г, Культура 1483


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В конце декабря на очередном собрании краевой организации Союза художников России подводили итоги 2017 года, который выдался трудным, но продуктивным. Организация, оказавшаяся к концу 2016-го на грани катастрофы, сумела отдать значительную часть долгов и сохранить имущество.

Долги и подпорченный имидж

Участники собрания позже признавались, что в Союзе, кажется, произошел некий эмоциональный перелом. О том, чего это стоило, мы поговорили с Дмитрием Петренко, который в октябре 2016-го в результате досрочного перевыборного собрания стал председателем правления краевой организации Союза художников России.

– Это можно назвать захватом власти, – шутит художник. – Я был членом правления последнего созыва, и все эти годы у нас были разногласия с бывшим председателем (им был Владимир Прохода. – Прим. авт.). Первая причина – отказ от выставочного зала на проспекте Ленина, 111. Конечно, иметь его экономически невыгодно, но я считал, что его надо просто рационально использовать. Именно это и делает музей «Город», которому зал теперь принадлежит, – он проводит в том числе коммерческие выставки.

– Тем более зал находится в центре города.

– Лучше места просто не придумать! Но одной из главных причин, приведших к досрочному переизбранию, был долг перед компанией «Барнаульская генерация». Больше месяца десятки художников, арендовавших мастерские в нашем здании на улице Горького, сидели без отопления и включали обогреватели, что грозило перегрузкой электросетей и пожаром.

Общая сумма долгов Союза за 2015 – 2016 годы перевалила за два миллиона рублей. Для нашей маленькой организации это просто астрономические деньги. Был арестован банковский счет Союза, что ставило под угрозу проведение межрегиональной молодежной выставки «Аз.Арт. Сибирь», и речь уже шла о создании второго Союза художников Алтая. Около 200 тысяч составлял долг организации перед комитетом по управлению муниципальной собственностью Барнаула за аренду 39 городских мастерских на проспекте Красноармейском, Павловском тракте и улице Советской. И если бы мы не вернули долг, нам бы отказали в продлении аренды. В итоге возникла идея продать часть собственности, чтобы закрыть долги. Но сейчас понятно, что это не спасло бы ситуацию.

Был еще и субъективный фактор: подпорченный имидж Союза художников перед барнаульскими и краевыми властями, представители которых уже даже не приходили на наши выставки.

Зачем нужен Союз?

– И в этой ситуации вы решились возглавить правление?

– Ну, других желающих не нашлось. Надо сказать, что уже на следующий день после перевыборного собрания мы смогли дать тепло в мастерские, собрав более 700 тысяч рублей. Известный художник, галерист и общественный деятель Анатолий Щетинин тогда отдал Союзу около 400 тысяч с тем, что если мы выберемся из долгов, то когда-нибудь эти деньги вернем. Достаток у всех разный: кто-то принес последние деньги, кто-то – свои работы, чтобы мы их продавали и дарили для решения наших общих проблем.

За год долг организации перед «Барнаульской генерацией», горэлектросетью и городским комитетом по управлению имуществом мы сократили до нуля. Было много судебных расходов, и только по пеням и штрафам мы заплатили более 250 тыс. рублей и остались должны еще около 150 тысяч. Но в целом долги организации сократились на 70 процентов.

– Как этого удалось достичь?

– Мы смогли сдать пустующие помещения. Союз ведь и существует за счет членских взносов (они копеечные) и собственности, которую сдает в аренду. Сократили штат, а это экономия на зарплате и налоговых отчислениях. Наконец, ежегодно краевое управление по культуре и архивному делу проводит закупы работ для Художественного музея. И мы уговорили провести очередной закуп из фондов Союза художников, в котором за годы скопилось много хороших работ.

– На недавнем собрании вы говорили и о будущем Союза.

– Сейчас многие предлагают выделять какие-то средства на выставочную деятельность, но сперва нужно решить более насущные проблемы. Например, оба здания Союза на улице Горького, 63 не ремонтировались ни разу за все время, что я состою в организации, и внутри это похоже на какую-­нибудь автобазу 80-х годов. Нужно ремонтировать систему отопления, цоколь, крыльцо, систему снегоудержания на крыше, электропроводку.

Когда мы общались с городскими властями по поводу аренды мастерских, они спрашивали, чем мы можем быть полезны городу и краю помимо традиционных краевых выставок. И я показал список из десятков персональных выставок наших художников, которые в 2017 году прошли в Барнауле, крае и за его пределами – в Новосибирске, Кемерово, Новокузнецке, за рубежом. Это не считая четырех пленэров, проведенных Союзом художников. Мы начали делать небольшие выставки в концертном зале «Сибирь» – отзывы очень хорошие. В здании городской администрации на улице Гоголя, 48 мы проводим небольшие персональные экспозиции наших авторов.

Сейчас в планах развитие межрегиональных контактов. Другие региональные союзы живут за счет общих проектов, а Алтай в последние годы оказался на отшибе.

Еще раз в два года мы претендуем на грант для проведения биеннале «Аз.Арт. Сибирь», а на второй год есть идея организовать хороший пленэр, дав возможность художникам приехать и разместиться на несколько дней, чтобы затем они могли рассчитаться готовой работой. Мы ведь живем в самом красивом месте, и к нам давно мечтают приехать члены Академии художеств из других сибирских регионов. Но нельзя же приглашать их жить в палатках!

СПРАВКА
Живописец Дмитрий Петренко родился в 1967 году в Бийске. Окончил Новоалтайское художественное училище и Красноярский государственный художественный институт. Член Союза художников России с 1998 года, участник краевых выставок с 1995-го.

Фоторепортаж