Единый комплекс: Первые результаты реорганизации трех барнаульских школ

13:46, 22 февраля 2017г, Образование 2630


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

О возможном объединении трех барнаульских школ в Ленинском районе заговорили прошлой зимой. Присоединять 62-ю и 111-ю к школе № 126 (одной из лучших в городе) собирались ради перехода на односменное обучение. Сейчас в едином комплексе на две с половиной тысячи учеников и 150 педагогов идет уже второе учебное полугодие и можно говорить о первых результатах реорганизации.

Не новость

Директор школы № 126 Александр Загайнов напоминает нам:

– Для Барнаула объединение школ не новость: первая удачная попытка состоялась еще более 20 лет назад, когда из двух образовательных учреждений возник лицей «Сигма». Объединения происходят почти каждый год. И не только в Алтайском крае – это общероссийская тенденция. В Москве или Санкт-Петербурге практически все школы соединены с другими образовательными учреждениями в составе комплексов.

Такова логика развития системы образования, уверен Загайнов: в условиях ограниченного бюджета необходимо изыскивать всяческие ресурсы, в том числе и внутренние. Так, сократив в результате объединения более 10 ставок управленческого, административного и технического персонала, его объединенная школа добавила около 300 тысяч рублей ежемесячно к фонду заработной платы. В результате в бывших 111-й и 62-й средняя зарплата педагога выросла на 2 – 4 тысячи рублей. И впервые за долгое время все сотрудники объединенной школы-комплекса (а это более 200 человек) получили премии по итогам года.

– Прежде чем приступить к нашей реорганизации, я ездил в Санкт-Петербург, где знакомился с опытом Академической гимназии № 56, знаменитой на весь город, – рассказывает директор. – Сегодня это, по сути, несколько школ плюс детский сад, и идет строительство еще одного садика.

– И что это за опыт?

– Оказалось, что в условиях большой школы-комплекса намного эффективнее решаются сложные задачи. Например, создание уникальной системы дополнительного образования. Еще они серьезно занимаются медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья, сегодня эта тема актуальна для всех. Там организована уникальная предпрофильная и профильная подготовка. А оценкой качества образования занимается целый отдел. И я могу приводить множество моментов, которые либо трудно, либо просто невозможно поднять в одной школе в условиях подушевого финансирования.

Наш опыт пока скромнее, но и мы уже можем похвалиться, что наконец-то укомплектовали школу всеми необходимыми специалистами для сопровождения наших детей с ОВЗ – а это около 70 человек в трех корпусах, требующих особого подхода. Сейчас у нас четыре психолога, два социальных педагога, дефектолог и логопед.

«Нужно что-то менять»

В бывшей школе № 111 на ул. Гущина, 177 (сейчас это корпус № 1 школы № 126) родители поначалу не очень тепло приняли идею объединения, вспоминает председатель родительской общественности Татьяна Яновская.

– Было непонятно, зачем это нужно и что теперь будет. Многие опасались, что наших детей переведут в другие корпуса или другие классы. Но нас заверили, что этого не будет. Единственное, старшеклассники будут учиться в главном корпусе, поскольку там есть профильная подготовка и необходимая материально-техническая база. На родительское собрание приходил нынешний директор, рассказывал, какие будут плюсы. Главный в том, что мы перестанем быть малочисленной школой, а значит, будет лучше с финансированием. А затем я вошла в состав комиссии, которая заседала в городском комитете по образованию и рассматривала все возможные преимущества и риски объединения.

– Что за риски?

– Если честно, уже не помню. Лично меня беспокоили фасад и внутреннее состояние школы. Ну и обеспеченность детей учебниками. Наша школа не протестовала против объединения, а в 62-й, как я слышала, старшеклассники якобы отказались переходить в другой корпус. Но директор пригласил их с родителями на экскурсию в свою школу, чтобы они увидели все своими глазами.

Татьяна Яновская говорит, что в их корпусе все обещанное уже выполнено: отремонтированы фасад, столовая, общий холл, спортивный и актовый залы. Дальше будут приводить в порядок учебные кабинеты. «Я переменами довольна, ребенок тоже. Говорит, все нравится, особенно спортзал: там было холодно, но после того как в школе заменили все окна, стало очень тепло».

Заместитель директора Татьяна Евстратенко демонстрирует главные изменения в корпусе № 1. По плачевному состоянию внутреннего дворика можно понять, как до ремонта выглядел фасад (дворик собираются приводить в порядок летом). Созданы три новых кабинета начальных классов на 90 человек, отремонтированы спортзал, холл, гардероб (в нем установлены видеокамеры) и туалетные комнаты. Вообще, основной задачей на ближайшие годы руководство школы видит выравнивание условий обучения во всех трех зданиях.

– Наши педагоги к реорганизации отнеслись очень спокойно, – говорит Татьяна Евстратенко. – Мы понимали: нужно что-то менять. Детей в школе мало – в последние годы от 419 до 430 человек. Не смогли набрать десятый класс. А учителя у нас мобильные, молодые, учатся быстро. Подстраиваемся под нашу общую программу развития. Сейчас в нашем корпусе уже 467 учащихся, постепенно выйдем на полную мощность, школа способна принять 780 человек.

Требуются годы

Что касается пресловутого перехода на односменный режим обучения, то переполненная 126-я до объединения не смогла бы позволить себе такую роскошь: в ней учились полторы тысячи человек. В то время как в двух соседних школах не набиралось и 500 учащихся.

– Мы предложили эволюционное изменение численности путем перераспределения контингента нашего микрорайона в течение ближайших девяти лет, чтобы как раз к 2025 году завершить этот процесс, – объясняет Александр Загайнов. – Уже в этом году в первом и втором корпусах набрали по три больших первых класса. Дальше в главном корпусе вместо пяти первых классов наберем три и по классу добавим в тех двух корпусах, где готовится необходимая инфраструктура.

В силу относительной удаленности зданий друг от друга сконцентрировать в одном из них только начальную школу, а в другом среднее звено проблематично. Поэтому мы решили везде предоставлять полноценный образовательный цикл. Но на переходном этапе профильное обучение сосредоточено в главном корпусе, где есть необходимая материально-техническая база. Мне кажется, старшеклассники не пожалели, что оказались здесь. Мы открыли аж четыре профиля, идет глубокая предметная подготовка к ЕГЭ.

– Не боитесь, что результаты ЕГЭ, традиционно высокие в вашей школе, все равно поначалу просядут?

– А они просядут! Но мы к этому готовы. Педагогика – это не станок с ЧПУ: нельзя перепрограммировать и выпускать другие детали. На такие преобразования неизбежно требуются годы.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж