Дороги, которые мы выбираем

22:00, 20 апреля 2017г, Общество 1533


1
1

Начальник участка ремонта и эксплуатации путевых машин на станции Рубцовск Александр Сальников награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Указ о его награждении подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Высокой государственной награды железнодорожник удостоен за «достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную службу».

На железной дороге Александр Федорович с 1983 года. Отслужил срочную в армии и отправился учиться на помощника машиниста электровоза. Затем двенадцать с половиной лет сам водил составы. Может, так и остался бы в кабине локомотива, но в конце 1990-х на путевые машинные станции (ПМС) начали приходить современные путевые машины, в том числе импортные, и молодому человеку предложили поработать на одной из них. Снова пришлось учиться.

– Новая техника мне понравилась, – вспоминает Александр Сальников. – Сначала устроился в ПМС на станции Крахаль в Новосибирской области. А когда машины передали в Рубцовск, переехал работать туда, это случилось 20 лет назад. Зимой нахожусь там, летом практически все время на перегонах по всей Западно-Сибирской железной дороге. План стараемся выполнить до 1 июня, когда движение пассажирских поездов становится интенсивнее.

Александр Сальников подсчитал: в год он проводит с семьей не больше трех месяцев, включая довольно продолжительный отпуск. Бывает, что заглядывает домой всего на сутки в месяц. Говорит, что жена уже привыкла. Дети взрослые, внуки подрастают, вот только главу семьи видят не часто. Но работу свою Сальников любит и ни на какую другую не променяет.

О путевых машинах он может рассказывать часами и знает о них абсолютно все.

– Технический прогресс шагнул далеко вперед, – констатирует он. – Раньше машины работали медленнее, перегоны закрывались недели на две. Сейчас даже 12-километровый перегон закрывается на семь-восемь суток. Производительность повысилась буквально в два раза.

В технике нового типа установлен компьютер. Программа запускается автоматически, машинист только контролирует ее работу. Нужна более высокая квалификация, и у этих специалистов девятый разряд, тогда как у обычных машинистов – седьмой.

Под руководством Александра Сальникова работают семь начальников машин и еще около 200 человек. На каждом комплексе – от 20 до 35 сотрудников. Все обученные, многие с высшим образованием. Один раз в три года они повышают квалификацию. Два раза в месяц проводятся технические занятия. На железной дороге самое главное – знать устройство машин, инструкции и выполнять их неукоснительно.

Сегодня руководителю мало быть просто образованным, нужно иметь аналитический ум, чтобы принимать решения, и доброе сердце, чтобы в коллективе услышать каждого человека, понять, какое у него настроение, что творится в семье, найти свой подход к нему.

Заместитель начальника предприятия по кадрам и социальным вопросам Николай Кучурин называет Сальникова бессменным лидером участка эксплуатации.

– Мы гордимся, что у нас работают такие люди, – подчеркивает он. – Нет такого вопроса в производственной деятельности, который бы он не решил.

Кроме того, Александр Федорович является наставником молодежи. Любой работник может обратиться к нему, и он все объяснит и покажет. Есть молодые руководители, молодые начальники машин, участков, подготовленные Александром Сальниковым. Один из них – начальник путевой машины Станислав Зеленцов.

– У меня был великолепный наставник. Очень мудрый, опытный и быстро реагирующий на все человек, который научил меня решать множество проблем, касающихся путевой техники и не только. Я научился у него прежде всего правильности принятия решений: не поспеши, не навреди. Он мне передал опыт, необходимый на всем протяжении профессиональной деятельности, – говорит Станислав.

На предприятии трудятся и пенсионеры, и молодежь, но людей не хватает. Процесс подготовки специалиста на железной дороге долгий.

– Для того чтобы получился машинист, сначала его нужно два-три месяца отучить. Как минимум год он должен отработать помощником машиниста, показать свои знания и умения. Еще три месяца его «обкатывают» на машиниста. Процесс идет практически два года, – объясняет нюансы профессии Александр Сальников.

Его рабочий день на предприятии начинается с планирования работы, выдачи заданий начальникам машин. Плюс сам получает задания от руководителей. Нужно организовать подготовку и отправку машин – на работу или в ремонт, принять технику, определить маневровые работы. Вечером подводятся итоги. Для Сальникова это привычный ритм жизни.

Свою высокую награду он воспринимает как должное: «Есть медаль или нет – работать-то надо! Не было бы интересно, не находился бы здесь».

Фоторепортаж