Долгожданные учителя

09:00, 07 декабря 2016г, Образование 1442


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В село Урюпино Алейского района в этом учебном году приехали молодые учителя – получатели краевой поддержки, специально предусмотренной для выпускников вузов, решивших преподавать в малокомплектной школе.

По прошествии первых трех месяцев их работы мы выяснили, что новичками довольны и руководство, и ученики. А сами Алена Александрова и Павел Князев пока планируют остаться там и по истечении трех лет, положенных по условиям господдержки.

Собрать робота, найти клад

Выпускники педуниверситета – оба физики по образованию, и чтобы закрыть вакансию учителя математики, Алена (у нее, кстати, красный диплом!) поступила на курсы переподготовки. Впрочем, ученики, кажется, уже сейчас довольны ее уроками:

– Она придумывает много интересного. Недавно мы, например, клад искали на уроке математики, – рассказала нам шестиклассница Катя Петсон. – Собрали карту, пришли на поляну с цветами, и нужно было узнать, какие из них ядовитые. Мы решали примеры, и если ответ сходится, значит, цветок не ядовитый. А потом собрали клад. Вообще, математика не такой уж сложный предмет, потому что Алена Вадимовна старается нас заинтересовать.

Сама Алена Александрова считает, что молодому педагогу проще всего начинать именно в сельской малокомплектной школе: учеников в классах меньше, дисциплина нарушается реже.

– Правда, дети меня поначалу удивляли: ведут себя спокойно, на уроках отключают мобильные и убирают в портфели, – улыбается учительница. – Какие были трудности? Непривычно готовиться каждый день к урокам. Я ведь преподаю первый год, каких-то старых наработок и конспектов у меня нет, так что к каждому занятию приходится готовиться с нуля и свободного времени пока практически нет. Базы, которую мне дали в вузе, хватает, но так как я учитель физики, то придется пройти переподготовку – в преподавании математики есть свои нюансы.

Алена родом из Черной Курьи Мамонтовского района и сама является выпускницей небольшой сельской школы, где и проходила практики во время учебы. С реалиями малокомплектных школ она хорошо знакома. Но решающим аргументом в пользу села Урюпино оказалась гос­поддержка для молодых педагогов: 200 тысяч для выпускников вузов, а также подъемные и повышенная доплата для начинающих учителей, которые выплачиваются в Алейском районе. Наконец, в этом селе молодой паре предоставили бесплатное жилье, в городе пришлось бы снимать квартиру.

А Павел Князев вырос в Алейске, но о решении жить в селе не жалеет:

– Ребятишки здесь интересные, встретили с радостью. Тем более я же учитель информатики, уже приносили компьютеры чинить. сделал что смог, – говорит учитель.

В начальном звене Павел ведет технические кружки, и в школе уже не удивляются, что на его занятия дети готовы приходить раньше времени.

– У нас есть интересная программа, которая позволяет детям учиться играя, – объясняет Павел Князев. – Они составляют мультики из блоков, попутно изучают алгоритмический язык. Все очень красочно, им нравится. Плюс я еще веду кружок по робототехнике. Здесь есть свой перворобот LEGO, дети его освоили и теперь уже мечтают о более продвинутых и дорогостоящих технологиях.

Про Урюпинскую среднюю школу нужно знать следующее: в ней всего 70 учеников и одиннадцать учителей. Среди педагогов есть стажисты с грамотами, наградами и высокими показателями на ЕГЭ (по русскому языку – 72 балла, по обществознанию – 60). А половине педагогов нет и 35 лет, что для малокомплектной школы достаточно необычно.

Еще весной кадровая проблема стояла остро: своего учителя физики и информатики здесь не было несколько последних лет, на уроки приезжал педагог из базовой школы. А по окончании прошлого учебного года из села уехал и учитель математики. Учитывая, что найти математика в последние годы очень непросто, приезд молодых учителей стал для школы настоящим подарком.

– Они выручили нас очень-очень сильно, – говорит директор Лилия Сараева. – Ребята – настоящие профессионалы, работают с энергией, хорошо справляются. Ведут классное руководство. Я боялась, что на их уроках могут быть проблемы с дисциплиной, но до сих пор даже не было повода сказать детям, чтобы хорошо себя вели! Думаю, в дальнейшем из них получатся отличные учителя, и мы надеемся, что они у нас останутся.

Как руководителю малокомплектной школы удается привлекать для работы молодежь? Лилия Сараева объясняет:

– На самом деле, в этом году к нам еще и переехал из Благовещенского района молодой учитель физкультуры с семьей. Все получилось благодаря помощи нашего фермера Ивана Рябцева, руководителя КФХ «Золотая осень». Он довел до ума два недостроенных дома, причем там не просто побелка, что было бы нормально для села, а натяжные потолки, плитка, канализация. Где сейчас живет учитель физкультуры, стоял просто сруб без крыши! И сейчас эти учителя даже не должны оплачивать аренду. Как в советские времена, когда педагогам давали муниципальное жилье! Просто Иван Иванович осознает, что если он не будет поддерживать социальную сферу, село погибнет, а значит, не сможет развиваться и его дело. Ведь если приезжает работать к нему молодая семья, значит, нужны школа и садик, притом дающие качественное образование.

Надо сказать, село уже успело почувствовать эту заботу. Председатель комитета по образованию Алейского района Галина Скопичевская вспоминает:

– В 2010 году в местном садике было 14 детей по списку, а фактически ходили всего пять – семь ребятишек. Садик собирались закрыть и сделать группу кратковременного пребывания при школе. А сегодня здесь 25 детей и еще 20 ждут, когда после ремонта откроется новая группа. Знаете, я не согласна с расхожей фразой, что село живет, пока стоит школа. Главное, чтобы было хозяйство, чтобы у людей была работа и будущее в этом селе. Тогда и понадобятся и хорошая школа, и детский сад.

КОММЕНТАРИЙ

Александр Жидких, начальник Главного управления образования и науки:

– Ежегодно в сельские школы края приходит более 500 молодых педагогов. Задачу привлечения молодых учителей на село и дальнейшего их закрепления решают и вузы, и администрации муниципалитетов, у которых есть свои меры поддержки, и руководители предприятий, расположенных в этих селах.

Целый ряд мер есть у администрации региона, и самая яркая – выплата единовременного пособия: 100 тысяч – для педагогов со средним специальным образованием и 200 тысяч – для учителей с высшим образованием. С 2013 года эту выплату получили уже 358 молодых учителей. В 2016 году даже был конкурс, и 18 процентов педагогов, пришедших сегодня в сельские школы, имеют красный диплом. А к числу нематериальных мер поддержки можно отнести сетевой университет для молодых педагогов и Клуб молодых учителей.

Фоторепортаж