Детская самодеятельность

15:00, 23 июня 2017г, Общество 2583


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Для хореографического ансамбля «Сюрприз» Детско-юношеского центра Индустриального района Барнаула прошедшая весна выдалась богатой на приятные события. Но самыми важными стали выступление на Новой сцене Большого театра в компании выдающихся российских артистов и вручение Национальной премии «Весна священная».

Главную награду, которую только может завоевать детский танцевальный коллектив, учредил благотворительный фонд великой балерины Илзе Лиепа «Культура – детям». Барнаульский ансамбль «Сюрприз» попал в поле зрения фонда в прошлом году.

Женский вклад в победу

Всероссийский конкурс хореографических школ «Волшебная туфелька» проводился фондом Илзе Лиепа с 2011 года, рассказывает нам основатель и бессменный руководитель барнаульского ансамбля «Сюрприз» Светлана Петрова. В 2016 году заявки на него подали около 270 коллективов со всей страны, из них по видеозаписям номеров были выбраны 17 финалистов. В их числе – наш ансамбль, исполнивший в Москве два танцевальных номера: «Крылатое будущее», в котором заняты младшие участники ансамбля, и «Небо остается нашим» – о нем стоит рассказать подробнее.

– Началось все с того, что в канун Дня Победы дети спросили, почему у нас нет номеров про войну, – вспоминает Светлана Петрова. – Я тогда сказала: «Девочки, у нас же мальчиков раз-два и обчелся, с кем воевать-то будете?» Дети думали и на следующем занятии спросили, почему мы не рассматриваем женский вклад в Победу. В итоге они буквально заставили меня взяться за работу и я поняла, что лучше всего нам подойдет тема летчиц 46-го гвардейского авиационного полка, известных как «ночные ведьмы». И начали мы с того, что посмотрели художественный фильм «В небе «ночные ведьмы», откуда взяли музыку Евгения Крылатова и удивительную песню Елены Камбуровой.

На этом участники ансамбля не остановились: стали искать воспоминания летчиц и документальные фильмы, перерыли кучу книг, говорит руководительница. Например, название танцевальному номеру подарили мемуары летчицы Марины Чечневой. Девочки работали взахлеб, иногда занятия коллектива начинались с того, что они рассказывали об отдельных участницах полка или все вместе смотрели фильм.

– Я вообще не понимаю бессюжетной хореографии, – говорит Светлана Петрова. – Даже если это номер-настроение, он все равно о чем-то, и нашим детям всегда объясняется, что именно они танцуют. Когда хореография понятна им, она становится ясна и зрителям. А если хореограф пытается через детей вынести на сцену какие-то свои непонятные идеи, это нонсенс, но, к сожалению, таких работ в стране делается много…

Господа артисты

С «ночных ведьм» началась новая история коллектива. Тот танец был признан лучшей хореографической идеей. А затем экспертный совет выбрал 11 лучших коллективов, чтобы в 2017-м пригласить в Москву и вручить Национальную премию «Весна священная».

Но куда важнее красивого диплома для юных танцоров была возможность выступить на Новой сцене Большого театра, сыграть свою роль в большой сказке (показанной впоследствии на телеканале «Культура») и поработать с выдающимися мастерами – Вениамином Смеховым, Ольгой Остроумовой, Алексеем Ягудиным и другими звездами балета, театра и кино.

– Дети попали в волшебный мир. В создании спектакля участвовали мастера высочайшего уровня, обладатели «Золотых масок», – рассказывает Светлана Петрова. – Сама Новая сцена Большого театра удивительной красоты. К детям относились как к настоящим артистам, выделили собственные гримерки, в которых на экране было видно все происходящее на сцене. К ним обращались: «Господа артисты, пожалуйста, на грим!» Затем костюмеры Большого театра проверили и погладили наши собственные костюмы… Из именитых участников больше всех дети полюбили Алексея Ягудина. Я думаю, не стоит напоминать, что он сделал для России, но он так хорошо и легко общался с ребятами! И все терпеливо фотографировались с детьми, отвечали на вопросы.

В том спектакле участники ансамбля «Сюрприз» исполняли свой номер «Матрешкины потешки». Но теперь детям предстоит сотрудничество с известным балетмейстером Еленой Богданович: в числе четырех коллективов – обладателей национальной премии наш ансамбль приглашен в сентябре в «Артек». Тот спектакль восстановят, покажут артековским детям, а потом поедут с ним по городам Крыма. Танцевать предстоит три полноценных номера и одну пантомиму. «Приятным бонусом для меня стали слова Елены Богданович: «По первым движениям вашего коллектива я поняла его высокое качество», – вспоминает Светлана Викторовна.

Естественный отбор

Перечислить все победы коллектива на региональных, всесибирских, всероссийских и международных конкурсах просто невозможно. Например, уже после «Весны священной» в конце апреля «Сюрприз» завоевал Гран-при международного конкурса-фестиваля «Манящие лики гор» в Алма-Ате (Республика Казахстан).

Ожидала ли такого успеха Светлана Петрова 26 лет назад? Она смеется:

– Нет, совершенно! Я же историк по образованию. Ну да, танцевала с третьего класса по второй курс института – сначала в детской студии, потом в народном театре балета «Вдохновение». Но когда думала поступать в институт культуры, мне дома сказали: «Это не профессия, иди на исторический факультет». Тогда это было модно! Однако при пединституте был факультет дополнительных педагогических профессий, где преподавали педагоги института культуры. И по итогам обучения выдали корочки об окончании факультета по специальности «Руководитель танцевального кружка» – вот и все мое образование.

В университете я ездила на практики в летний лагерь и в один из заездов поставила двум барнаульским девочкам танец для творческого конкурса. Лето закончилось, в сентябре звонок: «С вами хочет поговорить завуч-организатор 120-й школы». Оказывается, девочки показали этот танец на каком-то школьном празднике – и меня пригласили работать. Так что когда я училась на пятом курсе, ансамбль «Сюрприз» уже существовал.

В 2000-е коллектив перешел под крыло ДЮЦ Индустриального района. А сама Светлана Викторовна, кстати, до сих пор ведет уроки истории у пятиклассников.

– Учитывая успехи ансамбля, существует ли конкурсный отбор в коллектив?

– Мы принимаем всех, кто к нам пришел. А отбор у нас «естественный»: мы серьезно работаем в танцевальном классе, не все дети это выдерживают. Конечно, присутствуют игровые моменты: «Детки, давайте представим себе, что ножка – это клювик птички». Но четырех-пятилетние малыши у нас уже по-настоящему трудятся. Хотя отсев в итоге маленький, мы все-таки не хореографическое училище, а детский самодеятельный коллектив, пусть нам и говорят иногда, что мы работаем на профессиональном уровне.

Не только танцы

«У нас много воспитательных моментов: совместные праздники, поездки, – замечает Светлана Петрова. – Например, зрительская практика, когда мы не просто посещаем концерт, а говорим детям, что сейчас они выступают в роли критиков и должны отметить недостатки и интересные идеи. Наш коллектив как большая семья, в которой очень тесные отношения между разными возрастными группами, а старшие для маленьких – образец для подражания».

Сейчас в «Сюрпризе» занимаются около 150 человек в возрасте условно от 4 до 18 лет (хотя есть и студенты). Руководительнице помогают три педагога, которые ведут джазовый танец, эстрадный, модерн, современное направление и даже актерское мастерство.

Татьяна Шефер, мама 10-летней Виталины, которая в коллективе занимается два года, рассказала нам, что Светлана Викторовна – тот редкий педагог, в котором строгость и требовательность сочетаются с объективностью и справедливостью, и дети ее обожают.

– Она берет на себя такую ответственность, когда дети выезжают на очередной конкурс. Например, в Алма-Ате они втроем с другими педагогами полностью организовали досуг 70 человек! Были прогулки, экскурсия в дельфинарий, выход в театр. Но главное – она старается сплотить, сдружить весь огромный коллектив. Дети друг за друга переживают и все время вместе. Например, ребята ходили на каток: малыши падают, старшие их поднимают. Я думаю, все родители согласятся со мной в том, что ансамбль «Сюрприз» – это не только танцы.

Фоторепортаж