Дети за рулем: как в Барнауле работает автошкола необычного формата

15:00, 30 марта 2017г, Транспорт 2357


1
1

Пока ребенок растет, родители стараются как можно больше его развивать. Хорошо воспитывают, выбирают для чада какие-либо секции и кружки, чтобы тот рос увлеченным и заинтересованным. Это могут быть танцы, музыка, рисование, борьба и прочее, что считается традиционным. Но есть и такие занятия, о которых пока что могут знать не все. Например, детская автошкола. О том, как в городе работает такая секция, «Алтайская правда» узнала у Ларисы Мищенковой, педагога-психолога Барнаульского центра высшего водительского мастерства.

- Как появилась идея создания детской автошколы?

- Все началось в 2009 году. В то время мы подумали, что в нашем городе нужно иметь центр, который будет отличаться от обычной автошколы со стандартным набором услуг. Появилась идея создания курсов повышения водительского мастерства, основа для которых взята у «европейских соседей» из Московской области и Санкт-Петербурга, где это направление было очень развито. Мы создали некоммерческую общественную организацию, одной из главных задач которой стало развитие автоспорта. Сначала соревнования проходили на городском уровне, затем — на краевом. Стали глубже изучать эту тему, и оказалось, что существуют детские автошколы и автоспорт с разделом автомногоборье. Пришла идея работать в этом направлении.

- Возникали ли трудности при открытии?

- Мы столкнулись с некоторым непониманием со стороны Госавтоинспекции. В первую очередь потому, что садить детей за руль было в новинку в Барнауле. Тогда никто не рекламировал на широкую аудиторию такие центры. Мы изложили свои мысли в ГИБДД, предварительно проконсультировавшись и получив необходимую информацию у Михаила Горбачева, хозяина петербургской детской автошколы. Разрешение на открытие в городе нам дали не сразу. Поспособствовало то, что в ГИБДД пришел запрос. На всероссийский чемпионат по детскому автомногоборью от нашего региона нужны были ребята от 12 до 16 лет, которые отстояли бы честь края. Так возникло взаимопонимание. Появилась секция спортивно-технической направленности. Мы стали готовить и вывозить детей на различные мероприятия, познакомились с новосибирским автомотоцентром. Началась спортивная жизнь.

- Чем детское автомногоборье отличается от взрослого?

- Что в первом, что во втором случае это стандартный набор фигур, закрепленный в документах Российской Автомобильной Федерации. Организация контролирует все виды автоспорта в стране. Соревнования проходят на классических автомобилях, специальная экипировка для водителей не нужна, так как выполняемые фигуры стандартные (парковка, маневрирование, гараж, змейки). Но стоит отметить, что в детском спорте фигуры имеют размеры намного меньше тех, что сдают взрослые на экзамене в ГАИ. Например, гараж настолько узкий, что с раскрытыми зеркалами не заехать. На соревнованиях дети успевают подъехать и сложить свои зеркала.

- Как отнеслись горожане к появлению такой спортивной секции?

- Дети пошли достаточно охотно. Для них сесть за руль, тем более официально разрешенным способом, а еще и поехать на соревнования - весьма увлекательно. Родители же нашли дополнительную «кнопку мотивации»: не будешь делать уроки, получишь плохие отметки — не пойдешь на занятия в автошколу. В Алтайском крае наша секция появилась первой. Существует организация юных инспекторов дорожного движения, но там ребята изучают только ПДД и катаются на велосипедах.

У нас дети управляют автомобилями, и правила дорожного движения изучают достаточно специфично, так как автомногоборье подразумевает под собой решение билетов на скорость и вождение на закрытой площадке. Иногда в соревнованиях подключают стрельбу и оказание первой медицинской помощи. Спортивные разряды ребята могут получать у нас, потому что автошкола организует свои соревнования, которые зарегистрированы в комитете по физической культуре и спорту. Оттуда мы получаем наградной материал. В обязательном порядке ребята получают грамоты, кубки, медали. Автомногоборье проходит не только на местном уровне. Своих воспитанников мы стараемся вывозить за пределы края. В основном в самый ближний регион, Новосибирскую область.

- Как ребята проявляют себя?

- Мы проводим не только детские соревнования, но и взрослые, автослалом, посложнее. Но и там наши воспитанники всегда на показательных выступлениях. Иногда самых сильных, которым уже исполнилось 12 лет, мы пускаем во взрослый зачет. Есть у нас Саша Устинов. В свое время автосалон проводил для своих клиентов соревнования, и мы спросили, можно ли нашего ребенка пустить в зачет и получили положительный ответ. В итоге среди взрослых мужчин он занял второе место. Парню пожали руку, а домой он вернулся с хорошими призами.


- Как проходят занятия в автошколе?

- Теория у детей проходит в группах на уроке продолжительностью от часа до полутора. Обычно мы разделяем ребят на возраст от 8 до 12 и старше 12 по разным группам, информацию для них мы преподносим по-разному. Можно отметить, что в этом возрасте девочки мало интересуются автомобилями, поэтому в автошколе их занимается где-то 20% против 80% мальчиков. У младших часто занятия проходят в облегченной или игровой форме. Это подготовительный этап, и мы можем учить их на автомобилях с автоматической трансмиссией. У старших подготовка строится иначе, так как в этом возрасте они уже могут участвовать в официальных соревнованиях, которые проходят на классических автомобилях, поэтому учим мы их только на механике. Вождение проходит индивидуально. Инструктор катается с ребенком в течение 60 минут. Кто-то может без перерыва, кому-то он необходим на занятии — все индивидуально и зависит от физиологических особенностей. Как и в любой секции есть те, кто проходил два-три раза и бросил. Но у нас есть свой основной состав детей, которые занимаются с нами достаточно долго. У нас есть выпускники, которые уже получили водительское удостоверение, кто-то из них работает у нас инструктором на повышении водительского мастерства.

- Насколько хорошо дети усваивают информацию?

- В большинстве случаев, если ребенок идет на правила дорожного движения, то, скорее всего, он с ними знаком, уже это «пощупал». Может, мама или папа учили ПДД в автошколе, а ребенок проявил интерес. Часто дети поражают своими способностями и знаниями. Потом они помогают родителям ориентироваться в разных ситуациях. Если ребенку нравится заниматься, то для него вообще никаких преград не существует.

Дети настолько работоспособны, они мотивированны. Ко всему стоит добавить, что у них чувство страха практически сведено «не нет», поэтому они не боятся заглохнуть или что-то неправильно сделать. Когда взрослый приходит на обучение, он зажат. Для него важно, как смотрят на него со стороны, все ли он правильно делает, не допустил ли ошибку. Взрослый боится конфузов, а это — одна из главных причин, почему учить его труднее, чем ребенка. Поэтому чаще всего динамика «схватывания» информации у взрослого хуже, чем у подростка.

- Куда дети могут приложить полученные в секции знания?

- Я считаю, и всем так говорю, что самый грамотный пешеход — это водитель. Он совершенно иначе переходит дорогу, нежели тот человек, который всегда находится в роли пассажира. Когда ребенок садится за руль и понимает, насколько сложно останавливается машина, знакомится со «слепыми» зонами, он и дорогу начинает переходить по-другому.

Мы всегда делаем акцент на том, что нам нужны не только грамотные водители, но и пешеходы. Должна присутствовать культура воспитания в этой области. Также наши дети принимают участие в постоянных акциях ГИБДД по пропаганде безопасного дорожного движения. Они с удовольствием участвуют в показательных выступлениях. Можно сказать, что воспитанники автошколы живут жизнью, направленной на безопасность дорожного движения. Когда они дорастут до водительского возраста и сядут за руль, то с автомобилем они уже будут «на ты».

Ксения Ширяева

Фоторепортаж