«Чтобы под старость лет ни о чём не жалеть…»

18:45, 18 февраля 2015г, Культура 1738


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Проходящая сейчас в Барнауле в арт-галерее Щетининых выставка объединила работы 45 художников, посвященные теме времени. Она и называется «Часы и времени бег».

– Я замечаю, что сейчас много говорят о времени. Видимо, все больше людей стали ощущать, что время начало течь быстрее. Как прожить жизнь не в спешке, не на бегу? Что такое время? У каждого свой взгляд. Наша выставка для того, чтобы люди задумались на эту тему, – говорит Ирина Щетинина, куратор выставки.

Образ времени у каждого художника свой. Кто-то конкретен – как Анатолий Фролов и его картина «Последняя осень», герой которой, очевидно, подводит итоги. Большие часы за его спиной – это и просто часы, и годы, которые придавили судьбу. Кто-то абстрактен: на картине Александра Емельянова «Ирреальность» – часы карманные и песочные, одуванчик и засохший узловатый ствол дерева. Миг и вечность.

Пушкин однажды написал: «…жизни мышья беготня». Почему-то именно эта фраза вспоминается, когда пытаешься рассмотреть сотни маленьких, едва ли не микроскопических персонажей работ Светланы Малыхиной «Времена года». Зима, весна, лето, осень и в них – люди, люди, люди, погруженные в свои дела. Эти рисунки выполнены в 1990 году, и теперь они сами знак времени – и так воспринимал мир художник в самый разгар соцреализма.

«Час ребенка длиннее, чем день старика» – это Шопенгауэр. «Время и прилив никогда не ждут» – это Вольтер. Эти аксиомы, на постижение которых у нас уходит порой вся жизнь,
– напоминает Елена Волкова в своих графических работах, сочетающих и рисунок, и слово.

Нынешние художники не боятся смешивать стили, методы, материалы. Рисунки Ивана Быкова о караване с подарками для воинов Красной армии, который в 1942 году Монгольская Народная Республика отправила в СССР, выполнены на конвертах и на оберточной коричневой почтовой бумаге. От этого рождается удивительное ощущение документальности – будто всё тогда же, в 1942-м, и рисовалось.

Для молодых бег времени – это во многом еще абстракция, поэтому они ищут сюжеты вокруг. Мастерам же старшего поколения достаточно взглянуть внутрь себя. Ольга Яурова в прямолинейности выражения темы пошла дальше всех: на картине «Автопортрет. Оглянуться не успела» она написала саму себя – с разницей во сколько-то десятков лет, а работа «Тик-Так» представляет собой то ли скамейку, то ли качели, на одном конце которых – девочка с шариком, на другом – бабушка с клюкой. Девочка смотрит в небо, бабушка – в землю.

Валерий Октябрь – признанный мастер, поэтому он позволяет себе зайти даже не дальше, а глубже – его работа «Зарождение» запечатлевает самый миг встречи сперматозоида и яйцеклетки, высечение искры жизни, начало отсчета. И тут же картина «Ощущение времени», от которой мороз по коже, ибо герой стоит на пороге то ли вечной жизни, а то ли небытия.

Впрочем, для кого-то время и сейчас еще тема общественная. Юрий Лукашин на полотне «Подвиг» запечатлел космонавта-2 Германа Титова, купающегося в невероятном переливающемся небе. А снизу на него смотрят отец Степан Павлович, мать, сестра. И тут же священник с приказчиком, старинный трактор «Фордзон» с железными колесами, дородная племенная свиноматка – художник явно противопоставляет этот приземленный мир сияющему космосу, который от этого становится философским понятием.

Время – это еще и дорогие сердцу воспоминания. Ирина Щетинина на своих картинах «Дорогие реликвии. Вспоминая деда М.И. Морина» и «Мои сокровища» материализует память в книги, фотографии, дедовские награды.

– «Дорогие реликвии» – это я писала к 65-летию Победы, – рассказывает Ирина Щетинина. – Дед 1899 года рождения, почти три века зацепил,  пять лет не дожил до третьего века своей жизни. Его семья – переселенцы из Курской губернии. Он видел Гражданскую войну, прошел Великую Отечественную – вот его награды. У него был удивительный интерес к жизни. До 85 лет он читал книги и свои отзывы записывал в тетради. Для себя, даже мы, внуки, не знали, что он это записывает. Фейхтвангер его интересовал. Почему? Может, для него был вопрос – как европейцы с такой культурой допустили фашизм? Наверное, искал ответы…

Самое обескураживающее открытие состоит в том, что ты уйдешь, а весь этот мир останется. Яснее всего эта мысль сформулирована в картине Ирины Щетининой «Тени».

– Мы путешествовали по античной Греции, и в городе Дион нам показали мозаику. Все обступили ее, принялись фотографировать, наши тени наложились на эту мозаику, и я вдруг увидела себя среди этих теней и подумала, что и мы будем такими же тенями, какими нам сегодня кажутся те, кто делал эту мозаику, – рассказывает Ирина Щетинина.

Эта выставка – разговор о главном. Разговор прямой, без обиняков, по-взрослому. И есть те, кто вступает в диалог. Вот одна из записей в книге отзывов: «Спасибо, что заставляете нас думать о времени. Кто доволен своей жизнью, кто нет. Я недовольна. Многое хотелось бы понять, но поздно. Вот так. Поэтому, когда стоите у камня, гадая, куда повернуть, включайте свои мозги. Чтобы под старость лет ни о чем не жалеть…»

Фоторепортаж