Что посмотреть в кино на этой неделе

13:20, 09 февраля 2018г, Культура 1264


1
1

В российский прокат практически одновременно вышли фильмы, претендующие на кинопремию «Оскар» сразу в нескольких номинациях. Так что у киноманов есть возможность ознакомиться с номинантами и заранее раздать свои мысленные «Оскары», чтобы уже совсем скоро поспорить (или согласиться) с решением американской киноакадемии.

Например, автор этих строк уже присудила свою воображаемую премию за лучшую женскую роль актрисе Фрэнсис Макдорманд, сыгравшей главную героиню в фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Шестидесятилетняя звезда американского независимого кино, как считают многие критики, выдала здесь в принципе лучшую актерскую работу в своей и так блестящей карьере. Но немалая заслуга в этом ее успехе принадлежит сценаристу и режиссеру – британскому драматургу ирландского происхождения Мартину Макдоне. Для своих любимых актеров он написал объемных, сложных и противоречивых персонажей. Этот сценарий, кстати, изначально создавался «под Макдорманд», и в своих интервью режиссер признавался, что если бы она вдруг отказалась, идею фильма пришлось бы похоронить.

У Милдред Хейс, жительницы захолустного американского городка, семь месяцев назад жестоко убили дочь, но убийца не найден. Чтобы подстегнуть расследование, Милдред арендует три давно заброшенных рекламных билборда на выезде из города и размещает на них дерзкое обращение персонально к начальнику местной полиции – шерифу Уиллоуби (актер Вуди Харрельсон). Беда в том, что полиция и рада бы наказать виновных, но у нее нет ни свидетелей, ни зацепок. Но еще хуже, что любимый местными жителями шериф неизлечимо болен, о чем все вокруг прекрасно знают. И от обиды за него на Милдред ополчился буквально весь город, начиная от тупого и грубого подчиненного шерифа и заканчивая респектабельным стоматологом.

Сюжет трагикомедии, в которой трагическое и по-настоящему страшное неразрывно связано со смешным, закладывает удивительные виражи. Фокус внимания Макдоны незаметно смещается с банальных поисков справедливости на яркие столкновения характеров. И ни про одного персонажа этого фильма (кроме разве что маленьких дочек шерифа) невозможно сказать, что он «положительный» или «отрицательный». Просто потому что все они по-настоящему живые и вынуждены действовать в крайне непростых обстоятельствах.

Но что говорить о почти двухчасовом фильме, если обычные бытовые диалоги героев в нем – настоящие «американские горки», в которых невозможно предсказать следующую реплику. Даже побочная линия взаимоотношений героини с бывшим мужем, который отвлекается от своего отцовского горя с 19-летней подружкой, в этом фильме начинается с гадкой драки, а заканчивается… впрочем, удержимся от спойлеров.

Так что же Фрэнсис Макдорманд? Она тонко и точно, с почти бесстрастным лицом, буквально на микромимике играет гремучую смесь скорби и ярости. Ее героиня Милдред, прожившая полгода в тщетном ожидании справедливости, также далека от морального идеала, как и все остальные. Она просто больше не хочет сдерживать свой гнев. Но направлять его за неимением виновных приходится на тех, кто оказался поблизости.

Незаметно в число главных героев (и главных движущих сил сюжета) втискивается тот самый неприятный подчиненный шерифа – офицер Диксон (актер Сэм Рокуэлл, как и Вуди Харрельсон, номинирован на «Оскар» за роль второго плана). Это великовозрастный маменькин сынок, бездарь, алкоголик и, что еще хуже в американских реалиях, расист – но и его не стоит списывать со счетов. Как в один голос свидетельствуют поклонники режиссера и драматурга Макдоны, несмотря на его эталонный циничный юмор, он всегда старается дать своим героям шанс проявить человечность. И в этом, кстати, его милосердие к зрителю.

Фоторепортаж