Что Бобби Фишер позаимствовал у австралийцев?

15:00, 20 мая 2018г, Спорт 2992


1
1

Едва ли не первым из великих шахматистов прошлого века озаботился кажущейся исчерпаемостью тысячелетней игры Хосе Рауль Капабланка. Во время II Московского международного турнира (1935 г.) знаменитый кубинец поделился с журналистами, что он совсем не предлагает реформировать шахматы. «Они в их настоящем виде будут существовать еще долго.

Однако, – рассказал далее Капа, – для шахматистов высшей силы я предлагаю сделать параллелльно с существующими шахматами, в какие мы будем всегда играть, определенно измененную игру… Так, несколько лет тому назад мне пришлось играть на доске со 160 клетками и двумя комплектами фигур. Я даже сыграл небольшой матч с венгерским гроссмейстером Мароци с результатом +5-1 в мою пользу. Однако, – заключил Хосе Рауль, – подобная игра слишком громоздка, каждая партия требовала двух дней игры».

И в этом же любопытном интервью Капабланка просветил советских читателей, что «в Австралии существует другая разновидность шахмат… Там партия начинается с расстановки фигур, причем противники расставляют фигуры на первой и восьмой горизонталях так, как им угодно. Первым ставит фигуру тот, кто играет белыми, и дальше по очереди».

Стоп! Так на этой же произвольной расстановке фигур в начальной позиции как раз и основаны «случайные шахматы», придуманные, как считается, американским гроссмейстером Бобби Фишером. По-иному их еще называют «Фишер-рэндом» или «Шахматы-960», поскольку возможны именно 960 таких начальных позиций, где расстановка фигур выбирается случайным образом с ограничениями, как-тo: белые и черные фигуры расставляются симметрично, слоны обязательно разнопольные, добавлено ограничение на взаиморасположение короля и ладей; сохранена рокировка, но правила рокировки несколько изменены, хотя и максимально приближены к правилам тех шахмат, в которые люди играют спокон веков. Ну а пешки находятся на тех же позициях, что и в обычных шахматах.

Далее. В шахматах Фишера одна ладья должна располагаться слева от короля, другая – справа, то есть король в исходной позиции не может находиться на крайних вертикалях a и h. Начальные позиции обеих сторон должны быть симметричными относительно горизонтальной линии, пересекающей доску посередине, то есть одноименные белые и черные фигуры должны стоять на одних и тех же вертикалях. Добавим, что обычно начальные позиции в «Фишер-рэндом» определяет компьютерная программа.

Теперь об отличиях рокировки в «случайных шахматах» от рокировки в шахматах общепринятых. В «случайных» независимо от фактического положения королей и ладей рокировка короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали а (для белых – слева, для черных – справа), традиционно считается длинной рокировкой, а короля и ладьи, находящейся от него со стороны вертикали h, – короткой рокировкой. При этом как в длинной рокировке, так и в короткой король и ладья оказываются на тех же клетках, что и в шахматах классических. Если одна из рокируемых фигур в начальной позиции уже ввинчена в конечное поле рокировки, то в результате этого рокировочного хода она просто остается на этом поле, а перемещается только вторая фигура.

А теперь посмотрим «фишеровские шахматы» в деле.

На диаграмме № 1 – начальная позиция одной из партий матча за звание чемпиона мира в «Фишер-рэндом» между норвежцем Магнусом Карлсеном и американцем Хикару Накамура, а играли они этот матч минувшим февралем.

1. a4 e6. 2. a5 a6 (цель «случайных шахмат» понятна – уйти от подсказанных компьютером дебютных схем, когда самобытная игра в партиях начинается только после ходов 12 – 15). 3. e4 Kf6. 4. e5 Kd5. 5. Kf3 f6. 6. exf6 gxf6. 7. Ke3 Kxe3. 8. fxe3 Cg6. 9. b4 Ce7. 10. Ch4 Лf8. 11. Ce2 Кc6. 12. Фс3 b5.

И теперь, внимание, соперники делают рокировочные ходы.

13.0 – 0 (то есть белый король скачет с поля с1 на поле g1, а ладья с h1 прыгает на f1). 13… 0-0-0 (а здесь король остается на поле с8 – как и в рокировке в классических шахматах, а ладья b8 перескакивает на d8; добавим, что и в «фишеровских шахматах» рокировка допустима лишь при следующих общепринятых условиях: когда участвующие в ней король и ладья до этого не ходили, когда все поля между начальной и конечной позициями короля и начальной и конечной позициями рокируемой ладьи свободны без учета самих рокируемых фигур, когда конечные поля для короля и ладьи не заняты другими фигурами и плюс другие формальности, аналогичные условиям рокировки в классических шахматах).

14. d4 Ch5. 15. Фd2 d5. 16. c3 Cxf3. 17. Лxf3 f5. 18. Лh3 Лd7. 19. Cg3 Cg5. 20. Cf4 h6. 21. Cxg5 hxg5. 22. Лh6 Ле7.

Комментарий эксперта сайта www.chesspro.ru: цементировало позицию 22…Лd6!, a вот 22…Ле7 оказалось ошибкой ввиду 23. e4 dxe4. 24. Фxg5.

С ладьей на d6 черные были бы в безопасности, а теперь их фигуры стоят так плохо, что нет защиты от d4-d5.

После 24… Крb7. 25. d5 exd5 26. Лxc6 все было кончено: 26…Леf7. 27. Лc5 Лd7. 28. Фg6 Фd8. 29. Фc6+ Kpa7. 30. Cxb5 axb5. 31. Лxb5 Фc8. 32. a6 1-0.

…А были ли попытки реформировать и шахматную композицию? Да! В 1936-м советский мастер-композитор Александр Гуляев предложил новый вид шахматных задач с необычными заданиями, когда не нужно матовать черного короля. Например, на диаграмме № 2 перед белыми поставлена цель выиграть в два хода черную пешку d4. То есть белые своим вторым ходом должны на нее напасть одной из своих фигур – и чтоб при этом пешка была бы непременно съедена на третьем ходу. Попробуйте найти решение, друзья, этой экспериментальной миниатюры. Добавим, что задачи такого типа пока не прижились… Но кто знает, может, за ними будущее, как и за «Фишер-рэндом»?

Ответ:

1. Kpb5! – грозит 2. Крс4, и пешка е4 неминуемо будет съедена. Черные могут защитить свою пешку королем-1…Kpf2 (и если теперь 2. Крс4, то 2…Кре3 – и пешка защищена), но находится 2. Сс5, и, угодив под связку, пешка гибнет. Аналогичные варианты – 1…Крf4 2. Ла4 и 1…d3 2. Ла3.

Фоторепортаж