Бывших не бывает. Истории Барнаульского авиаотряда

17:15, 13 июля 2018г, Общество 3249


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Десятый это или сотый полет – не важно. Каждый раз с колотящимся сердцем пассажир ждет взлета, когда самолет, разогнавшись, оторвется от полосы.С этой минуты его ангелом-хранителем становятся стюарды и стюардессы. Они накормят, чайком напоят, теплым пледом укутают, успокоят, если вдруг лайнер попал в зону турбулентности. 12 июля – профессиональный праздник бортпроводников.

Живут небом

Среди них, как и среди летчиков, нет бывших. И теперь, работая на земле,  Светлана Кудрина и Марина Симонова, летавшие в 80-е и 90-е в составе Барнаульского авиаотряда, продолжают жить небом. Марина Юрьевна – дежурная справочного бюро Межународного аэропорта Барнаул им. Г.С. Титова, Светлана Ивановна – администратор гостиницы, в которой отдыхают перед рейсами экипажи. Сколько лет уже прошло, но каждый раз после общения с теми, кто летает сейчас, накатывает на женщин ностальгия. Вспоминают свои собственные командировки и те подарки, которые иногда делала им профессия, – «окошки» в несколько дней в ожидании вылета в Сочи, Симферополе, Ташкенте, Владивостоке или других городах огромной страны.

Однажды недели две туманила Москва, барнаульский рейс посадили в Шереметьево, экипаж разместили в профилактории летного состава международных воздушных линий. На вылет все команды были подняты одновременно. Одни летели в Бангкок, другие – в Дели, третьи – в Мюнхен. Услышав слово «Барнаул», «международники» пытались вспомнить, в какой это стране…

Наши героини – представительницы лётных династий. Муж Светланы, летчик Барнаульского авиаотряда Александр Кудрин, ушел на землю после его расформирования в 1997 году. Сейчас советник по безопасности полетов. Их дочь Александра, по мужу Стрелкова, летала бортпроводницей на самолетах компании Nordwind. У самой Светланы стаж стюардессы 14 лет, с 1983 по 1997 год.

С детства болела небом и Марина, ведь папа ее, Юрий Александрович Соков, был командиром Барнаульского авиаотряда, его родной брат Альберт командовал эскадрильей в Томске, летал на Як-40 и муж. Но сын Саша, окончив АлтГУ, получил земную профессию.

К своим звездам комсомолки-«восьмидесятницы» шли через тернии. Непременными  условиями  для зачисления в отряд были приличный разговорный английский, хороший вестибулярный аппарат, способность адаптироваться к экстремальным условиям работы. Летать-то приходилось не только на комфортабельных Ту-154. Бывало, попадали в болтанку, когда вертолетами доставляли пассажиров в дальние села края, и замерзали на высоте в холодном Ан-24. Выходные были редкостью – столько рейсов тогда отправлял барнаульский аэропорт.

Будущая стюардесса должна была год отработать на авиапредприятии в «земной» должности, уборщицей, например. Затем пройти совет бортпроводников, совет командиров, и только после испытательного срока стажера принимали в экипаж. Путь этот проходила лишь одна из двух претенденток. Именно поэтому в авиации нет случайных людей. Попав сюда, остаются на всю жизнь.

Удел избранных

У каждой профессии свои высоты, и все же самолеты – удел избранных.

– Мы были молодыми, полными сил, влюбленными в небо. Каждый рейс воспринимали как праздник, как подарок. Новые люди, эмоции, знакомства! – с грустью рассказывают собеседницы. – Авиация – лучшее, что случилось в нашей жизни. Много мы там не зарабатывали, 80 рублей оклад плюс налет, всего получалось около 150 рублей. Но не ради денег туда шли. Мы летали! Если бы вы знали, как нам сейчас не хватает неба…

Марина Симонова, которой пассажиры даже стихи посвящали, до сих пор помнит, как 19-летним стажером отправилась в свой первый рейс:

– По маршруту Бийск – Толмачево – Бийск летали на Ан-24 челноком, туда-обратно, по 50 минут. Я в салон даже выйти не могла, так меня тошнило и штормило. Лимонад «Буратино», которым меня тогда отпаивали коллеги, до сих пор пить не могу. Домой к маме меня буквально под белы ручки привели. Я ей тогда сказала, что ноги моей больше на борту не будет. Но… отлежалась и снова побежала на работу.

– А как насчет страха, свойственного каждому нормальному человеку, оказавшемуся над облаками?

– Чем дольше летаешь, тем меньше об этом думаешь. Опыт сказывается. Не страшно, – уверяет Светлана Кудрина. – Мы пришли в авиацию не бояться, а работать. Когда на борту 254 человека, каждому нужно уделить внимание. Тут уже не до собственных ощущений. В небе у каждого своя работа. Мы доверяли профессионализму пилотов и надежной технике.

Даже совместными усилиями бортпроводницам не удалось вспомнить ни одного ЧП. Даже дебошей на борту не случалось, хотя дебоширы, конечно, были – они не вчера появились.

– Нас учили, как действовать в таких ситуациях, – уточняют Марина и Светлана. – Сейчас, когда оцениваем по видео действия нынешних проводников, нам кажется, что их вовсе не учат правилам общения с неадекватным человеком. Нужно выйти с ним на контакт, понять сложность ситуации. Мало ли что у него случилось. Может, мама умерла или ребенок болен. Часто спокойного разговора достаточно, чтобы разрядить атмосферу, успокоить дебошира. Мы справлялись с такими сами, не применяя кардинальных мер.

Впрочем, одну историю они все же рассказали. Однажды в 80-е годы, когда о ЧП в авиации еще не сообщали в СМИ, террористы пытались угнать из Домодедово самолет с барнаульским экипажем. Попытка провалилась, служба безопасности аэропорта среагировала настолько оперативно, что пассажиры ничего даже не заподозрили. Экипаж под командованием Анатолия Петровича Соломоненко в полном составе получил тогда звание «Отличник «Аэрофлота».

«Будем счастливы»

Во времена тотального дефицита полет на Ту-154 был для пассажиров возможностью приобщиться к другой, красивой и безбедной жизни. Как стюардессам удавалось выглядеть безупречно? Ведь форма «Аэрофлота» – это еще не весь костюм. Нужно было где-то доставать хорошие колготки, блузки, обувь не только красивую, но и удобную (во время взлета и посадки нагрузка на вены ног возрастает вдвое, поэтому профзаболевание многих стюардесс – варикоз). Дамы делятся секретом: выручали перемещения по стране. Правда, география распределения дефицита по союзным республикам не поддавалась никакой логике. Финские зимние сапоги, например, покупали в Ташкенте. В Алма-Ате – конфеты и шоколад. В городах европейской части – одежду. А в Москве отстаивали колбасные очереди под недовольный гомон москвичей, не желавших делиться с «понаехавшими». Прикупив дефицита, проводницы обнаруживали, что «Докторская»-то сделана на Барнаульском мясокомбинате. Сам Барнаул в те годы колбаской избалован не был, мягко говоря. К слову, в зависимости от того, из какого города вылетал самолет, отличалось и бортовое питание.

– «Аэрофлот» у многих «восьмидесятников» ассоциируется с курицей, «синей птицей счастья», увековеченной в анекдотах. Она и впрямь непременно входила в меню бортпитания, загружаемого в Барнауле. А вот когда летели из Москвы или Алма-Аты, не стыдно было подавать обед пассажиру, в который входили салями и красная рыбка…

Никто тогда не делил пассажиров на «бизнес» и «эконом». Высокие партийные бонзы летали обычными рейсами на бронируемых для них первых рядах. Как-то году этак в 1985 – 1986 в аэропорту неожиданно задержали уже готовый к взлету Ту-154, следовавший вечерним рейсом из Барнаула в Москву. Пассажиры, уже застегнув ремни, роптали, а бортпроводницы с изумлением наблюдали, как на борт коробками
везут невиданный дефицит, включая черную икру. Оказалось, первого секретаря крайкома Попова срочно вызвали в столицу, пилоты ждали, когда он приедет в аэропорт. Так обычно и пускали пыль в глаза начальству в те годы.

– Мы тогда с лихвой компенсировали пассажирам все их волнения и неудобства. На борту был настоящий пир! – смеются наши героини.

Добрые воспоминания у них оставили знаменитости, бывавшие на Алтае, – Екатерина Шаврина, Валерий Леонтьев, Рыбников с Ларионовой, отец и сын Газмановы, Николай Караченцов. Часто летал на родину Михаил Евдокимов, которого и гостем-то на Алтае не считали. Однажды он возвращался из Владивостока, города, из которого в талонный Барнаул стюардессы везли майонез. Михаил Сергеевич поверг в изумление девушек, показав им, какого огромного краба везет. А когда мечтательно сказал: «Жаль, нет майонезика, сейчас бы салатик сделать…» – пришла его очередь изумляться.

Удивительно, истории Барнаульского авиаотряда Светлана Кудрина и Марина Симонова рассказывают так, как будто все случилось буквально вчера. С небом они и сейчас связывают свои надежды. Да, так и говорят, провожая в дальний путь нынешних пилотов и стюардесс: «Будем счастливы, если появятся снова у Барнаула свои экипажи и самолеты».

Фоторепортаж