Быстро не получается

12:14, 13 ноября 2017г, Экономика 1492


1
1

Алтайские продавцы и переработчики зерна не смогут быстро воспользоваться предложенными Правительством РФ мерами господдержки, чтобы снять с рынка излишки и тем самым повысить цены, считают эксперты. «АП» уже не раз рассказывала о падении в стране и регионе цен на зерно, вызванных большим урожаем.

Товарные и закупочные интервенции являются одним из основных механизмов влияния на зерновой рынок, но пока правительство не считает нужным его применять, отмечает Александр Большаков, замначальника управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям. Он считает, что в этой ситуации излишки зерна с рынка способен снять только экспорт, поскольку внутреннее потребление не способно с ними справиться. «В России не отмечается резкого роста поголовья скота и птицы, не растет потребление населением хлеба», – говорит эксперт.

15 сентября 2017 года Правительство РФ приняло постановление № 1104, в котором предусматривается компенсация до половины понесенных затрат на транспортировку экспортной сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Казалось бы, отличная мера, но правительство разрешило доставлять продукцию по железной дороге только в контейнерах.

«Теоретически мы можем воспользоваться этим постановлением, если будем формировать грузовые платформы в Новосибирске, – говорит президент Союза зернопереработчиков Алтайского края Валерий Гачман. – Но как это делать практически, никто пока не знает». Он предупреждает, что крупнотоннажные контейнеры из всех районов и городов края, кроме Барнаула, придется возить машинами до Новосибирска. Но эти затраты перекрывались бы, если бы был четко сформулирован механизм использования инструмента поддержки.

«Союз зернопереработчиков Алтайского края, компания «Алтайские мельницы», которая представляет всех мукомолов региона, активно принимают участие в этом проекте. Но готового механизма нам не предлагается, а отработать технику формирования контейнерных поездов в Новосибирске у нас быстро не получается», – объясняет Валерий Гачман.

Александр Большаков соглашается, что грузить в контейнеры неудобно, проще поставлять вагонами, даже без компенсации. Он считает, что предложенная в постановлении правительства мера не работает, так как пока не освоена ни переработчиками, ни железнодорожниками. Но если она будет продлена на следующий год, то участники рынков сельскохозяйственной и продовольственной продукции научатся ее применять. «Наверное, это делать со временем можно», – соглашается Валерий Гачман.

До 13 ноября проходят общественные слушания по принятию постановления Правительства РФ об обнулении тарифов для экспорта зерна. «Я, как переработчик, по-прежнему против, что из страны вывозится сырье, а не продукты с добавленной стоимостью, – комментирует работу правительства Валерий Гачман, ссылаясь на неоднократные высказывания по этому вопросу президента РФ Владимира Путина. – Тем не менее снятие с внутреннего рынка излишков на экспорт дало бы положительный результат».

Но у этого постановления тоже нет механизма, замечает глава Союза зернопереработчиков Алтайского края. Он говорит, что РЖД в это обнуление свою лепту внесли, снизив тариф на несколько процентов, львиную часть тарифа возьмет на себя государство, но вот уже несколько месяцев разработчики постановления не могут определить, каким образом льготу довести до сельхозтоваропроизводителей, как сделать, чтобы у крестьянина цена зерна оказалась выше. «Большинство согласований проведено, остались небольшие детали, но они и препятствуют обнулению тарифа при доставке из нескольких регионов страны», – отметил Валерий Гачман.

И что остается? Остается только действующие с 2013 года скидки на перевозку ж/д транспортом продукции растениеводства, где применяется к тарифам коэффициент 0,33 на перевозку свыше 2 тысяч километров, напоминает Александр Большаков.

Фоторепортаж