Большой премьерой года в Театре драмы будет спектакль «Темные аллеи»

14:15, 05 февраля 2018г, Культура 2028


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Считаные дни остаются до первой большой премьеры года в краевом театре драмы: 8, 9 и 10 февраля на основной сцене представят спектакль «Темные аллеи» по рассказам Бунина. Сейчас художник-постановщик Дина Тарасенко из Санкт-Петербурга, как говорят в театре, «наводит лоск»: декорации практически готовы, как и костюмы, стилизованные под эпоху рубежа XIX – XX веков, – для каждого из 22 занятых в постановке артистов их сшито несколько штук.

Оформление сцены переносит нас не то в запущенный парк, не то в заброшенную усадьбу, где, впрочем, найдутся и кафе, и другие места действия бунинских рассказов. Режиссер Максим Астафьев обещает, что все будет засыпано листьями: герои словно возвращаются в это пространство, и их воспоминания оживают. А художник по свету из Москвы Илья Султанов в эти дни присутствует на репетициях и отмечает световые переходы и спецэффекты.

Мы тоже побывали на одной из репетиций – а после поговорили с режиссером Максимом Астафьевым о прозе на сцене и выборе материала.

– Максим, это ведь далеко не первая ваша инсценировка прозы.

– С прозой интересно очень: во всех этих пейзажных описаниях Бунина или характеристиках героев возникает мир, который ты буквально слышишь.

– У Бунина он к тому же невероятно вещественный.

– Да, чуткое восприятие и зоркий глаз – и на художественном уровне, и, как говорили, на физическом тоже: будто бы он видел те звезды, которые недоступны человеческому зрению. И у него всегда много нюансов в подтексте и тексте, которые создают пространство. Из них ткется атмосфера.

– И как это перевести на язык театра?

– Театр, вообще-то, давно работает с прозой, еще Немирович-Данченко был одним из первооткрывателей этих ходов и приемов. Мы ищем, как работать с авторским текстом: иногда он используется как диалог, порой с какой-то дополнительной задачей, поставленной перед артистом, и на стыке этой задачи и авторского текста открывается новый смысл. Что-то мы в тексте, конечно, подрезаем, но у нас есть целые куски прозы – описания, размышления.

Сейчас в инсценировке задействовано несколько текстов: рассказы из сборника «Темные аллеи», фрагменты из его записных книжек, стихи. И еще одно великолепное произведение, с которого, на мой взгляд, Бунина нужно начинать изучать, чтобы понимать, что это серьезный художник, – роман «Жизнь Арсеньева». Мы взяли из него куски, которыми прошиваем спектакль, чтобы возникла некая точка отсчета.

– Так вы собираетесь связать все истории воедино?

– Да. В «Жизни Арсеньева» подробно выписана судьба, от первых детских впечатлений. Ведь все измеряется детством, временем, когда у нас есть некие ожидания от жизни, мечты, надежды, что как-то все сложится. А складывается немного иначе, чем мы думаем.

– Вы взяли десяток рассказов. Отбирали их следуя некой логике?

– Да, у нас несколько рассказов подсвечивают одну тему с разных сторон. Как зеркала. Не знаю, насколько это будет понятно в итоге, но перекличка между рассказами определенно существует.

– Почему вы выбрали именно этот материал для вашей первой работы на основной сцене нашего театра?

– А новогодние сказки мы считаем? У меня их четыре на этой сцене. Но взрослый материал – да, первый, хотя я ставил большие спектакли в других театрах. Знаете, у меня день рождения был недавно, 37 лет. И накопились какие-то вопросы по поводу любви. «Темные аллеи» – именно тот материал, через который над ними можно работать. Я ведь не одинок, многие задаются этими вопросами.

– Вы не взяли заглавный рассказ сборника, а там есть такие слова: «История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит».

– Любовь кого-то убивает, кого-то возносит, но потом очень ранит. Но другого пути нет. Всегда будет гореть фонарь, и мы будем лететь к нему как мотыльки. Мне кажется, надо жить вопреки – попадая в трудные ситуации, оставаться в них человеком.

Мария ИВАНОВА

 
Фоторепортаж
Блоги