Бийский трамвай: 60 лет в пути

17:00, 11 июня 2020г, Общество 1352


1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

13 июня 1960 года с еще не привычным для горожан заливистым перезвоном двинулся по 10-километровой ветке от Западного кольца до Переезда первый трамвай будущего наукограда. Это был спаренный состав из двух вагонов Усть-Катавского завода. В вагончиках было по 35 посадочных мест, а всего в каждый могло войти 50–60 пассажиров.

Этот день запомнился бийчанам как начало новой грандиозной вехи в развитии пассажирского транспорта в городе.

Об увлекательной истории всепогодного, надежного и всегда низкотарифного помощника городского жителя можно узнать в музее, который расположился в главном здании «Бийскгортранса» – правопреемника Бийского трамвайного управления.

В небольшой комнате за раздвижными, как у трамвая, дверями – фотографии, вырезки из газет, старые компостеры и кресла, различные детали.

– Электротранспорт в нашем городе появился благодаря… оборонной промышленности, – рассказывает начальник производственно-технического отдела МУП «Бийский городской транспорт» Ольга Бортникова. – Строился гигантский Бийский химкомбинат, и остро встал вопрос доставки рабочих на предприятие. Никакой другой транспорт, кроме трамвая, с таким количеством пассажиров не справился бы, ведь всех их нужно было к восьми утра доставить на работу, а вечером увезти в жилые районы.

Первый состав выходил на линию в 6.00. Последний возвращался в депо в полпервого ночи. Горожане сразу же высоко оценили удобство нового транспорта.

С 1961 по 1964 год был реализован второй этап строительства путей длиной 5,6 км до «Продмаша», затем началась прокладка ветки до лесозавода, это позволило соединить с промзоной практически весь город, кроме его заречной части.

На этом трамвайщики не остановились. 6 ноября 1970 года вагоны под номером 5 пошли в Заречье через коммунальный мост до самого льнокомбината. Таким было развитие транспортной инфраструктуры второго по величине города Алтайского края. И сегодня жизнь без трамвая бийчанам уже трудно представить. Да и плюсы от использования его более чем высоки.

– Город у нас вытянутый, находится в низине, преобладающие ветра северо-западные – со стороны промышленных предприятий, что ухудшает экологическую ситуацию, – говорит заместитель директора «Бийскгортранса» Олег Власов. – Если убрать трамваи и заменить их автобусами, то в нашем котловане, в котором находится Бийск, начнут активно скапливаться и окись азота, и другие вредные вещества. И они, несомненно, отрицательно скажутся на здоровье горожан.

За 60 лет бийский трамвай-трудяга пережил многое. Особенно сложно дались 90-е. Алексей Хитров, начальник депо: «В 1996 году на многих вагонах вместо стекол стояла фанера, не было отопления и освещения. Постепенно к 2000 году восстановили состав…»

Во многих городах России трамвайное движение приказало долго жить  –  были разобраны пути, распродан на металлолом трамвайный парк. В Бийске – нет. Коллектив сохранил родное предприятие и по-прежнему перевозит горожан.

 – В связи с введением ограничений была просадка в доходной части, так как сильно упал пассажиропоток – считает директор «Бийскгортранса» Сергей Елясов. Однако местные власти нас поддержали.

Фото автора

Фоторепортаж