Бесконтрольная и неконкурентоспособная

09:46, 11 ноября 2017г, Экономика 1188


1
1

По итогам этого года россияне потратят 1 трлн 150 млрд рублей, приобретая товары в российских и зарубежных интернет-магазинах. Эта огромная сумма пока составляет 3% от всей розничной торговли, но растет ежегодно на 20 – 35%. За развивающимся рынком не успевают транспортные компании, технологии, а самое главное – законодательство.

Если старшее поколение привыкло покупать товар в магазинах, не торопясь, предварительно посмотрев на него, а то и попробовав на зуб, то молодежи лениво ходить по супермаркетам. Она экономит время, заказывая на бегу еду, электронику, одежду, забив несколько «волшебных» слов в мобильное приложение своего смартфона. Это удобнее, технологичнее, а часто и дешевле.

В России больше всего в Европе пользователей Интернета – 84 млн человек, так что со временем она может превратиться и в самый большой на континенте рынок интернет-торговли. Кстати, жители Алтайского края – активные пользователи онлайн-магазинов. По заказам из-за рубежа край занимает третье место в денежном выражении после Московского региона и Питера.

Зарубежная экспансия?

Дистанционная торговля не может обходиться без транспортных компаний. Сегодня главный игрок на рынке доставки в стране – «Почта России». На нее приходится две трети всех посылок. Компания за последние годы значительно сократила сроки доставки, число краж и потерь, а качество обслуживания повысила. Почта хочет занять 85% российского рынка интернет-торговли, потеснив конкурентов. Но последние не желают уступать. Сейчас в Россию приходит «дочка» крупнейшей в Китае компании, специализирующейся на дистанционной торговле, – Alibaba. Недавно ее глава Джек Ма рассказывал, что Alibaba будет выводить российских предпринимателей за рубеж и помогать им развивать собственную инфраструктуру в России. Конечно, эти планы беспокоят российских предпринимателей. «Китайцы могут отхватить 45% российского рынка онлайн-торговли, если государство не будет этому препятствовать», – опасается Александр Логунов, GR-директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Порядка половины российских пользователей интернет-магазинов сделали свой первый заказ на принадлежащей Alibaba торговой площадке AliExpress. Причем сделали это с помощью банковской карты. В России же популярна оплата после доставки товара. «Это не очень хорошо для продавца, так как потребитель может отказаться от покупки, а продавец уже понес затраты на доставку, – поясняет Александр Логунов. – Китай эту проблему решил, сделав все заказы по предоплате. Ты должен оплатить картой не будучи уверенным, что товар приедет, и может приехать не то, что хотел. Тем не менее люди рискуют, и в большинстве случаев ожидание их не обманывает. И после этого они в российских магазинах не боятся делать предоплату картой». Многие российские предприниматели в таком случае предоставляют скидку, так как резко снижается вероятность отказа от покупки: 99% оплаченных на сайте заказов покупатели забирают. Если же оплата идет после доставки товара, то число отказов увеличивается до 30%.

В Москве и Питере отказов еще больше, так как покупатели там заказывают товар сразу в нескольких интернет-магазинах. Откуда первыми привезли, тот и получил деньги. Остальные курьеры возвращаются ни с чем, и их магазины терпят убытки.

Чтобы их компенсировать, продавцы, соответственно, увеличивают цену товара.

Но цена в зарубежных интернет-магазинах значительно ниже, чем в российских, еще и потому, что ввозимые товары до 1000 евро не облагаются таможенной пошлиной, на них не накручивается НДС. Более того, при продаже за границу продавец получает возврат НДС. Таким образом, только на этом виде налога имеет преимущество в 36%.

Конечно, низкие цены в иностранных интернет-магазинах привлекают россиян. Из-за рубежа в Россию приходит больше миллиона посылок в день, и, как ожидается, в 2017 году их будет около 400 млн штук. В прошлом году число входящих международных отправлений выросло в полтора раза, а внутренних – только на 8%.

Такая ситуация отрицательно влияет на российских производителей и продавцов, отбирает рабочие места. От этого страдают российские торговцы запчастями. За два года их число сократилось с 13 до 4,5 тысячи. Некоторые компании вывели всё производство и склады в приграничную Финляндию и теперь отправляют свою продукцию в Россию избегая пошлин и налогов. При этом сроки доставки увеличились всего на 2 – 3 дня. За ними могут переехать и другие. «Это главная проблема для российского рынка интернет-торговли», – считает Александр Логунов.

Стратегия

Как же выжить российским интернет-магазинам в условиях давления заграничных конкурентов?

Первое, что приходит на ум, – снижение порога беспошлинного ввоза. В СМИ называют черту в 100, 50 и даже 20 евро. Представитель АКИТ называет эту меру неэффективной. 90% всех заграничных товаров россияне закупают в Китае, и в основном это дешевые вещи: 65% покупок стоят до 22 евро. Поэтому потребитель будет просить китайцев указывать цену товаров ниже установленного российским законодательством порога и обходить сборы.

Тем не менее в опубликованном недавно Минпромторгом проекте Стратегии развития электронной торговли на период до 2025 года говорится о снижении порога беспошлинного ввоза для зарубежных интернет-магазинов. Там же предлагается введение для них НДС по аналогии с налогом на программное обеспечение, который платят сегодня в России международные ИТ-компании. Законопроект об НДС, автором которого является АКИТ, будет внесен в Думу в ближайшее время.

По поводу возможного повышения цен Логунов говорит, что не заметил его после того, как Google, Apple и другие ИТ-компании стали платить в России налоги, продавая свои программные продукты и услуги. «Думаю, что такая же ситуация будет с товарами, если AliExpress немного поделится своей прибылью, чтобы не повышать цены, зато будет находиться в равных условиях с российскими интернет-магазинами», – надеется Александр Логунов.

В проекте Стратегии есть и другие идеи. Например, Роспотребнадзора, который считает, что так называемые фирмы-агрегаторы должны нести ответственность перед потребителями за услуги, которые выполняют от имени агрегатора иногда недобросовестные предприниматели. Действительно, мы заказываем услугу у «Яндекс.Такси», а не у тысячи владельцев машин, которые сотрудничают с этим агрегатором. И когда в «Яндекс.Такси» говорят, что они только интернет-сервис и никого не возят, а значит, не отвечают за качество услуги, они ошибаются.

Закон об агрегаторах находится на этапе второго чтения в Госдуме, и в нем обязанности таких интернет-сервисов будут определены.

Концепция предусматривает бесплатную доставку товаров из интернет-магазинов для инвалидов, для них должны выходить адаптированные версии браузеров.

Бесконтрольные домены

В документе указывается, что необходимо разрешить торговлю в Интернете лекарствами, ювелирными изделиями и алкоголем. Технически эти вопросы уже решены. Сервис «Яндекс.Касса» собирает оплату за покупку, а потом платит продавцу после доставки. Агрегатор «Яндекс.Маркет» разрабатывает аналогичный сервис.

Но некоторые интернет-магазины уже сегодня открыто торгуют алкоголем и сигаретами. Управление Роспотребнадзора обращается с исками в суд о запрете размещения информации на сайте интернет-магазина и просьбой обязать Роскомнадзор закрыть сайт – нарушитель закона. Как сообщает представитель краевого управления Роспотребнадзора Светлана Чернышова, по искам ведомства в Барнауле в этом году закрыто 5 сайтов и в прошлом году – 12.

«Это комплексная проблема, считает Александр Логунов. – В стране нет системы контроля за доменными именами. Это позволяет злоумышленникам регистрировать имена интернет-ресурсов на подставных людей, найти которых невозможно. Есть огромное количество сайтов, которые торгуют наркотиками. В Москве каждый день делается 18 тысяч закладок наркотиков через мессенджеры и анонимные сайты. И это позволяет наше законодательство. А после этого мы говорим: «Уважаемое государство, не нужно ограничивать Интернет».

В других странах с этим строже. Например, в Германии при регистрации предприятия собственник должен указать домен, на котором он будет работать. Это, с одной стороны, позволяет учитывать все юридические лица, так как невозможно на левый паспорт зарегистрировать интернет-ресурс, с другой – обязанность иметь сайт мобилизует предпринимателя создать на нем интернет-магазин. Если в России ввести такие обязанности, то это активизирует рынок интернет-магазинов, даст дополнительную работу для программистов, курьеров и логистических компаний.

Фоторепортаж