Барнаульский след Кати Тихомировой

13:00, 09 июля 2017г, Культура 3706


Барнаульский след Кати Тихомировой Фото №1

Представьте: вы заболели гриппом, вызвали на дом врача, а на вызов приехала… Вера Алентова. Та самая, главная героиня фильма «Москва слезам не верит». Такая история вполне могла случиться, ведь знаменитая актриса жила и работала в Барнауле и даже поступала здесь в медицинский институт.

Лимита

Об этой страничке биографии актрисы мы узнали от сотрудников ГМИЛИКА – они ведут переписку с Верой Валентиновной. Заместитель директора музея по научной работе Елена Огнева, исследовав подробности барнаульской истории народной артистки России, убедилась: Барнаул предопределил ее профессиональный выбор. Именно в нашем городе юная Вера получила опыт, пригодившийся ей на съемках фильма «Москва слезам не верит». Вспомните главную героиню, такую органичную в производственных интерьерах, очень похожих на меланжевый комбинат.

В 1960 году ее зачислили в штат работников отделочного производства меланжевого комбината на должность со смешным для непосвященного названием – сшивалка-накольница. Меж тем в финале производства ткани это очень важный этап. Снятое с ткацких станков полотно прокатывают между горячими роликами – каландрами. После каландрирования оно приобретает блеск, разглаживается, достигает товарных кондиций. В обязанности Алентовой входило следить за тем, чтобы кромка ткани была равномерно на расстоянии, определенном ГОСТом, надета на крючочки-колючки по краям каландра.

Вот что рассказала актриса сотрудникам ГМИЛИКА, вспоминая свою юность на БМК:

– Гудок на комбинате раздавался в 7 утра. Вставать надо было затемно, зимой холодно, автобус переполнен – втиснуться в него надо суметь. Цех в отделочном производстве был очень шумным, прутья тяжелые и холодные. Мне 17 лет, я работала только четыре часа как несовершеннолетняя. Но за эти четыре часа, не имея привычки к такого рода физическим нагрузкам, выматывалась ужасно. Мне было тяжело, но у меня характер в маму. Уж она ни разу не пожалела меня, и я ни разу ей не пожаловалась.

Звездная роль лимиты Кати Тихомировой принесла Алентовой всенародное признание. Сюжет о матери-одиночке, которая без чьей-либо помощи доросла до высокого профессионального и социального статуса, стал культовым. Актриса не сыграла – прожила на экране судьбу сильной и красивой женщины. Самой себя. Наверное, не будь этой роли, были бы другими и история нашего кино, и жизнь тысяч советских лимитчиц,  вдохновленных Катей Тихомировой.

Тройка по английскому

Приводим часть воспоминаний Веры Валентиновны о жизни в Барнауле.

«Моя мама Ирина Николаевна Алентова и отчим Юрий Георгиевич Усовиков, будучи прекрасными провинциальными актерами, как большинство из них, с помощью театральный биржи часто меняли города и театры, в которых служили. Так мы в 1958 году оказались в Барнауле.

Родители работали в Алтайском краевом театре юного зрителя, а я пошла учиться в 9 класс. Жили мы на улице Ленина (стиль Веры Алентовой сохранен. – Прим.ред.). Школа была рядом – прекрасное белое здание на площади с широкими окнами. В последний мой приезд в Барнаул со спектаклем «Пизанская башня» с сожалением узнала, что это прекрасное здание теперь уже не школа».

По всей вероятности, Вера Алентова говорит о школе № 25, которая располагалась на площади Октября, там, где сейчас строится корпус Художественного музея. Судя по старым фотографиям, та школа и впрямь была выкрашена в белый цвет.

«Когда я перешла в 10 класс, выяснилось, что школу переводят на 11-летнее обучение. Мне не хотелось учиться лишний год, и я ушла в десятилетку. Не помню ее номера, мне даже друзей там завести не удалось. Все мои друзья остались в той светлой школе, и я продолжала общаться с ними (общаюсь до сих пор, правда, теперь всё реже – открытки на праздники, и только). Самыми близкими подругами стали Лида Котова, до сих пор живущая в Барнауле, и Люда Уланова – она живет теперь в Лиепае».

Увы, с Лидией Котовой нам связаться не удалось, а вот Людмила Уланова подтвердила «АП», что в пору общей барнаульской молодости они с Верой и впрямь очень хорошо дружили.

«Мой дед был врачом, и мама моя мечтала, чтобы я стала врачом. Я не возражала. Мама не хотела для меня актерского пути, потому что считала, что в этой профессии слишком многое зависит от везения и удачи. А если не повезет? «Нет, уж лучше иметь в руках специальность, не зависящую от капризной удачи», – говорила мама. Мне казалось, что и я так считала. Подала документы в медицинский институт. В школе училась хорошо и вступительные экзамены сдавала хорошо. И вдруг, гуляя по улице накануне последнего, по английскому языку, увидела объявление. Алтайский краевой театр драмы объявлял набор юношей и девушек для работы в массовых сценах, на маленькие роли. В моей душе вдруг вспыхнул пожар, и я рванулась в театр на прослушивание. Втайне от своих! Прочитала все, что знала наизусть, и меня взяли! В Алтайский! Драматический! Театр! Статистом. Я едва не лопнула от гордости, быстренько сдала в медицинском английский на тройку, в результате недобрала баллов и не поступила, чем очень удивила маму: она-то знала про мой приличный школьный языковой уровень».

«Я была своя»

«В свою тайну я посвятила отчима, и мы с ним стали думать, как рассказать об этом маме. Будучи молодой, горячей и нетерпеливой, я решила ничего не придумывать. Гордо и честно все сообщила маме в уверенности, что она тоже будет гордиться мной, ведь меня выбрали из множества. Так я и сделала... И разгорелся скандал. Да какой! Досталось и моему бедному отчиму. Мне было сказано, что непрофессионалам в театре делать нечего и, если я уж захотела быть актрисой, не надо трусить. Надо ехать в Москву, поступать в театральный вуз, получать профессиональное образование. Вердикт, вынесенный мне, был таким: «Если ты талантлива – тебя примут, если бездарна – нечего делать в театре». – «Но в этом году ехать уже поздно, а статистом уже взяли, может быть...» – пытались мы с отчимом урезонить разбушевавшуюся не на шутку маму. «Никаких статистов! – отрезала она. – Хочешь быть артисткой – пока поработай. Раз опоздала поступать, узнай жизнь. Артисту это необходимо».

Так Вера Алентова пришла на Барнаульский меланжевый, как выяснилось позже, за путевкой в жизнь. Летом 1961 года Вера уехала в Москву и, провалив экзамены во все столичные театральные училища, поступила все же в Школу-студию при МХАТ.

В Барнаул она вернулась уже двадцать лет спустя – с гастролями театра имени Пушкина. В гастрольном графике значилось и выступление перед работниками родного БМК. «Я ходила по цехам, вспоминала свои трудные восемь месяцев работы. Получила от комбината в подарок модную тогда белую джинсовую ткань. Я была благодарна маме и комбинату за это мое узнавание жизни, так как оно мне действительно пригодилось. Моя Катя Тихомирова тоже, не поступив в институт, работала в шумном цехе, и поэтому на съемках в цехе я была своя, я знала, как ведут себя люди, работающие здесь...»

Напоследок рассуждения Веры Алентовой о неслучайности всего, что с нами происходит: «Когда мне было восемь лет, мы жили в городе Кривой Рог, у мамы попросили разрешения на мое участие в спектакле. Там был нужен ребенок, а девочка, играющая роль, заболела. Мама согласилась, и я пришла на репетицию. Сразу поняла, что от меня требуется, сразу запомнила текст. Репетиций было всего две – девочка выздоровела. Роль сыграть мне не дали, но актрисой я почувствовала себя уже тогда. И потому в моей душе вспыхнул пожар, едва я увидела объявление о наборе статистов в Алтайский краевой драматический театр. Как будто вспомнила что-то очень важное, дремавшее во мне. А не будь этого объявления? Я бы стала врачом?.. Но ведь оно же было! Было!»

Справка
Народная артистка России Вера Алентова родилась в 1942 году в Котласе Архангельской области в семье актеров Валентина Быкова и Ирины Алентовой. Отец ушел из жизни, когда девочке не было еще и четырех лет, она выросла с отчимом. Детство – как у всех детей войны. Скудная еда, игрушки из картона, одежда – фланелевое платье, перешитое из старого маминого халата,  жилье – подвал театра, куда не проникал дневной свет. Пока родители были на репетициях, Вера сочиняла сюжеты, разыгрывала роли с ребятами во дворе, придумывала костюмы из старых занавесок, дырявых кастрюль, рваного тряпья... Разъезжая с родителями по стране, она сменила несколько школ. В первый класс пошла на Украине, училась в Узбекистане, десятилетку окончила на Алтае.

Редакция благодарит специалистов ГМИЛИКА за помощь в подготовке материала.

Фоторепортаж