Алтайский край значительно увеличил экспорт муки и масла

14:00, 11 января 2017г, Экономика 2286


1
1

В последние два года алтайские предприятия демонстрируют положительную динамику экспортной деятельности. В январе – сентябре 2016 года внешнеторговый оборот нашего региона, по данным Алтайской таможни, достиг почти 660 миллионов долларов США.

Модернизация производства

Доля экспорта в общей структуре внешнеторгового оборота составила 70% – он превысил импорт в 2,4 раза. На продовольственные товары и сельхозсырье приходится почти треть объема экспорта, или 128 726,7 тысячи долларов США. Экспорт муки увеличился в 1,4 раза, масла подсолнечного – в 2,8 раза, масла соевого – в 6,2 раза.

– Главным рынком сбыта у нас является Китай, – говорит Виталий Фефелов, руководитель отдела внешнеэкономической деятельности ООО «Юг Сибири». – Мы поставляем в эту страну масло в мелкой фасовке, а также в цистернах крупнейшим маслоперерабатывающим заводам. В 2016 году группа компаний «Юг Сибири» поставила в Китай около 60 тысяч тонн подсолнечного, рапсового и соевого масла, прирост относительно 2015 года составил 15 – 20%. Сейчас мы переориентируем китайский рынок в сторону подсолнечного масла, так как в нашем регионе подсолнечник является ключевой культурой.

Виталий Фефелов также отметил, что тесное сотрудничество с Китаем совпало с началом разворота российской экономики на Восток в конце 2014 года. Компании пришлось подстраиваться под новые стандарты качества. Производство было модернизировано, китайские партнеры это оценили, и теперь по фасованной готовой продукции компания занимает второе место в России, а по поставкам рапсового масла – первое.

Борьба за рынки

Компания «Алтайские мельницы», по словам ее генерального директора Виталия Копытова, нашла свою нишу в сфере международных гуманитарных операций, став партнером Всемирной продовольственной программы ООН, на долю которой приходится около 30 – 40% российского экспорта продуктов зернопереработки.

– Мы поставляем крупные партии муки, крупы. Для того чтобы работать на таком уровне, нужно было подстроиться под зарубежные стандарты: модернизировать оборудование, упаковку, наладить выпуск продукции с заданными характеристиками качества, решить логистические задачи, регистрировать товарные марки и сертифицировать продукцию за рубежом, – говорит он. – Продукция ООО «Алтайские мельницы» поставляется в Таджикистан, Киргизию, Армению, Китай, Таиланд. Есть в нашем списке такие интересные для экспорта страны, как Индонезия, Иордания. Мы понимаем, что ни на одном из зарубежных рынков нас не ждут, поэтому за каждый из них приходится бороться.

Эксперты Всемирного зернового форума-2016 сформулировали три главных тезиса, необходимых для активизации российского экспорта. Это господдержка производителей-экспортеров, развитие инфраструктуры и адаптация под иностранного потребителя. Для алтайских предприятий эти тезисы давно стали базовыми, именно поэтому они активно сотрудничают с администрацией края, стремятся, чтобы продукция региона появилась на мировых рынках.

Перспективы

О сегодняшних проблемах и перспективах развития зернопереработки рассказал вице-президент Союза зернопереработчиков Алтая, генеральный директор АО «Грана» Валерий Гачман:

– В мире производится около 110 – 115 миллионов тонн зерна в год, на долю России приходится 15 – 20 процентов. Муки в стране выпускают около 14 миллионов тонн, из них только 150 – 200 тысяч тонн экспортируют. Для сравнения: США и Канада продают за рубеж по 600 – 900 тысяч тонн муки в год. Рядом с нами есть хорошие рынки сбыта – Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Афганистан, на них приходится 40 процентов мирового импорта муки. Но мы на этот рынок пробиваемся, если в Казахстане неурожай зерновых. Помимо этой страны на данный рынок поставляют зерно Пакистан и Иран. Тенденции, которые происходят в ближнем зарубежье, для нас неутешительны. В Узбекистане и Таджикистане идет интенсивное развитие мукомольной промышленности, эти страны становятся самодостаточными. Регионам Сибири и Урала наше зерно не требуется. Остается только Дальний Восток с населением 6 миллионов человек.

По словам Валерия Гачмана, путь освоения рынков сбыта для алтайских переработчиков нелегок. Сегодня средняя урожайность пшеницы в крае составляет 12 центнеров с гектара и аграрии готовы продавать 2,5 миллиона тонн зерна. Чтобы удержаться на рынке, краю нужно повышать урожайность пшеницы до 18 – 20 центнеров с гектара. При этом объем товарного зерна увеличится в два раза, составит около 4,2 миллиона тонн зерна. На внутреннем рынке такой объем зерна реализовать невозможно, поэтому Гачман говорит, что нужно экспортировать не сырье, а продукт с добавочной стоимостью, то есть муку. Переработчик в качестве перспективных называет рынки дальнего зарубежья – Индонезию, Филиппины, Вьетнам, Таиланд. Алтайские компании также заинтересованы в экспорте муки и круп в Китай. Минэкономразвития уже разработало «дорожную карту» по решению проблем логистического сопровождения экспорта продукции в Китайскую Народную Республику. Если этот документ будет утвержден, то он повлияет на увеличение поставок российских производителей.

Виктор Фоминых, президент Союза зернопереработчиков Алтая, добавил, что в данный момент ведется разработка закона о поддержке экспорта российского продовольствия на внешние рынки. Утверждена «дорожная карта» по развитию экспортной и транзитно-логистической деятельности в Алтайском крае. Он надеется, что эти меры оживят экспорт российской муки и круп.

Фоторепортаж
Блоги