Алтайский край: путёвка в лето

11:00, 07 апреля 2017г, Туризм 2765


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Где в регионе появится первый кемпинг-парк, почему уже сейчас сложно забронировать свободный номер в Белокурихе на летний сезон и чем в этом году удивит отдыхающих Яровое?

29 апреля в регионе пройдет праздник «Цветение маральника». Именно он дает старт летнему туристическому сезону. Накануне его открытия в редакции газеты «Алтайская правда» состоялся «круглый стол», посвященный развитию туризма. Ведущие эксперты рассказали о тенденциях отрасли, новых инвесторах и перспективах пляжного отдыха.

Итак, в прошлом году наш регион посетило более двух миллионов туристов. Цифра совершенно объективная, такое однозначное мнение высказали участники «круглого стола».

– Подсчет туристов ведется по методике, которая практикуется во всем мире, в том же Таиланде, Испании или других туристически привлекательных странах, – рассказала директор Алтайтурцентра Татьяна Сажаева. – По ней турист – это человек, который выехал со своего постоянного места пребывания на любую другую территорию.

Каждое туристское предприятие, а их в крае больше 960, подает отчетность по специальной сводной таблице в разрезе: сколько человек прибыло, сколько суток отдыхающие прожили. Далее информация направляется в муниципалитет. В общий список стекаются данные о посещаемости музеев, роуминге от сотовых операторов. В конце концов из муниципалитетов вся информация идет в органы исполнительной власти региона, получается объективная картина. То есть все многообразие экспертных оценок, научного и статистического подхода к подсчету туристов уложено в методику, которая понятна и открыта.

– В текущем году Россия переходит на единую систему учета туристов для всех регионов, – отметил завкафедрой рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга АлтГУ Александр Редькин. – Нужно подчеркнуть, что именно предложения Алтайского края, которые были сформулированы по итогам развития туристского сектора нашего региона, легли в основу этой модели.

К четырём звёздам

По прогнозам, в нынешнем году наш регион должно посетить еще больше туристов. Все предпосылки для этого есть. К примеру,  путевки на отдых в Белокурихе летом уже раскуплены. Их продажа началась еще с февраля. В настоящее время найти свободный номер в разгар сезона сложно. Сейчас идут продажи на сентябрь.

– В 2014 году средняя заполняемость номеров была 80 процентов, в 2015-м – 85 процентов, в 2016-м – уже 88 процентов, – перечисляет заместитель генерального директора компании «Курорт Белокуриха» Олег Акимов. – Есть номера, которые были загружены круглый год. Такие показатели заставляют нас работать над качеством. Трёхзвёздочный санаторий «Белокуриха» сегодня способен повысить свой уровень. Один из корпусов крупнейшей на курорте здравницы может стать четырехзвездочным. Да, сократится количество мест в санатории, цена увеличится, но спрос на номера такого уровня больше. Это уже иное качество сервиса, что для имиджа региона тоже хорошо.

Повышение статуса санатория обязывает придумывать что-то новое. К примеру, через две недели компания запускает собственную хлебопекарню с ассортиментом, которого не было в Белокурихе никогда.

Вообще, по оценке ряда экспертов, сегодняшняя загрузка санаториев Белокурихи – удивительный и редкий факт. В турфирмы региона поступает много звонков, касающихся отдыха именно на нашем курорте. Причем зачастую преобладает ВИП-сегмент, солидное число отдыхающих из европейской части страны. Много запросов на групповое размещение в рамках рабочих поездок, деловых программ.

– Как правило, при заходе на объект инвестор рассчитывает загрузку примерно на 30 процентов, – говорит Татьяна Сажаева. – По России это стандартная практика, 60 процентов по году – уже лидирующие позиции. Загрузка 80 процентов и выше, как в Белокурихе, для страны удивительный факт. Гостиницы ни Сочи, ни Санкт-Петербурга, ни Москвы не могут похвалиться такими показателями, – подчеркнула эксперт.

Белокуриха справляется с турпотоком, но уже с большим трудом: 240 тысяч человек в год – это очень много, причем количество отдыхающих постоянно растет. Именно для разгрузки действующей Белокурихи сейчас идет активное строительство нового курорта – «Белокурихи-2». К концу года там должны заработать около двух десятков первых объектов.

– Мы ожидаем, что с завершением строительства инфраструктуры за счет бюджетных средств количество инвесторов резко увеличится, – продолжает Олег Акимов. – В «Белокурихе-2» уже построены гостиница, ресторан. С приходом коммуникаций они откроются для туристов. Кроме того, к октябрю мы запустим горнолыжный подъемник на гору Мишина. Это заметно оживит инвестиционный климат на территории нового курорта.

От эконом-до премиум-уровня

Инвестиционный климат меняется в лучшую сторону и на территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь». Сюда пришли новые резиденты с общим объемом вложений 1,6 млрд рублей.

– В качестве резидентов приняты компании «Сфера леса» и «Актив Парк», – пояснил генеральный директор «Бирюзовой Катуни» Алексей Репин. – Первая планирует инвестировать 1,1 млрд рублей в строительство крупного комплекса VIP-класса, в котором будет все, что востребовано состоятельными людьми.

Новосибирская компания «Актив Парк», которая в данный момент занимается эксплуатацией комплексов отелей «Алтика» в Горном Алтае, намерена инвестировать в «Бирюзовую Катунь» полмиллиарда рублей. Планируется строительство гостиничного комплекса на 120 мест с рестораном, залами для конференций и инфраструктурой для активного отдыха, включая авто-, мото- и конные экскурсии. На территории комплекса будет бассейн, оздоровительный SPA-центр и многое другое.

Оба резидента планируют закончить строительные работы в 2020 году. Сегодня их можно назвать якорными на территории особой экономической зоны.

С учетом вновь принятых в «Бирюзовой Катуни» работает 19 инвесторов. На следующем экспертном совете запланировано рассмотрение еще двух заявок от компаний потенциальных резидентов. Объем общих заявленных инвестиций около 300 млн рублей. Один из них будет строить гостиничный комплекс на 120 мест, другой планирует осваивать первый в крае кемпинг-парк.

– Это будет уже не так называемый дикий кемпинг с минимумом удобств, а хорошая стоянка для трейлеров, с кухней, благоустроенными сантехническими блоками, – рассказал Алексей Репин. – Сроки сдачи объекта – 2020 – 2021 годы. Кемпинг такого рода предусматривает определённую инфраструктуру, поэтому сдача объекта будет проводиться поэтапно.

По словам руководителя Алтайтурцентра Татьяны Сажаевой, подобного туристического объекта в Алтайском крае нет. Между тем кемпинг-парки очень популярны в европейской части страны.

Подчеркнем, что территория особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» – это 33 кв. км. С учетом спроса сейчас там стараются предусматривать различного рода объекты: от экономического до премиум-уровня.

Новые горизонты

А вот в Родинском районе ищут инвесторов для развития инфраструктуры на уникальном горько-соленом озере Кучукском. Там планируют создать условия для комфортного отдыха.

– Район находится на начальной стадии развития туристической инфраструктуры, – отметил депутат краевого Законодательного Собрания от партии «Единая Россия» Алексей Кривенко. – У нас есть озеро Кучукское. Летом сюда уже приезжают отдыхающие: за выходной день мы насчитываем более 100 машин. Но пока это отдых с размещением в палатках. В то же время местные фермеры и предприниматели хотят развивать площадку.

В администрации района состоялось совместное заседание с представителями бизнеса. Сейчас к озеру отсыпана дорога, построена плотина. Летом организуют выездные торговые точки. Что касается размещения туристов, то есть возможность реконструировать под гостиницу несколько зданий в селе Тизек, которое расположено недалеко от озера.

Уникальность этого туристического объекта в том, что расстояние между пресной и соленой водой там всего 4 – 5 метров. А по своим свойствам озеро не уступает водам Мертвого моря.

Вообще, Алтайский край становится еще и пляжным краем. С каждым летним сезоном все громче заявляет о себе Завьяловский район. Динамика роста турпотока налицо. В 2010 году там отдохнули примерно 20 тысяч человек, а в 2016-м – уже 52 тысячи.

– Муниципалитет располагает менее чем пятью тысячами мест размещения. Естественно, с таким потоком отдыхающих мы просто не справляемся, – рассказывает глава администрации Завьяловского района Николай Губерт. – Но выручает местное население. Жители сел уже поняли, что на туризме можно неплохо заработать, и размещают туристов у себя. Это хорошо. Однако прекрасно понимаем, что для развития туризма необходимо строительство крупного санатория.

В туристический бизнес за последние годы местные предприниматели вложили примерно 100 млн рублей. В этом году – около 16 млн. Для строительства санатория по самым приблизительным подсчетам необходим 1 млрд рублей.

– Площадки подготовлены. Но инвестора пока нет. Тем не менее мы находимся в активном поиске и найдем его, – уверен Николай Губерт.

Чтобы привлечь инвестора, нужно еще увеличить турпоток. Крупный бизнес должен понимать и наглядно видеть окупаемость проекта. Поэтому в Завьяловском районе развивают не только пляжный туризм, но и событийный, рыбацкий.

А вот на Яровом планируют увеличивать турпоток с помощью развлекательного направления. Сейчас там работают над продвижением бренда озера как места для семейного пляжного отдыха. Тенденция последние трех лет – солидное число отдыхающих, семьи с маленькими детьми.

– Понимая это, мы занимаемся развитием развлекательного сектора вокруг озера, – рассказывает арт-директор пляжно-развлекательного комплекса «Причал» Тамара Бортникова. – Третий год подряд к нам приезжает дельфинарий, который с успехом работает. Будет и цирк. В прошлом сезоне зал на тысячу мест не смог вместить всех желающих. В этот раз артисты из Москвы покажут новую программу: цирк больших зверей, что является абсолютным эксклюзивом. У нас будет единственный в России дрессированный жираф высотой 7 метров. Откроются и новые точки общепита. По опыту прошлых лет могу сказать однозначно: развитие развлекательного направления напрямую отражается на увеличении турпотока.

Между тем на Яровом большой спрос на лечебные услуги. Однако там объективно не хватает массажных кабинетов, грязелечебниц – в летний сезон они переполнены. Есть хорошие перспективы для инвесторов, готовых вкладывать средства в создание SPA-комплексов.

Кстати, экологи подчёркивают, что купаться в озере Большое Яровое можно и нужно. Вода в нем соответствует всем требованиям СанПиНа.

– Мониторинг состояния воды проводится регулярно,  – рассказал эколог Иннокентий Боярский. – Особенно летом – в период купания. С мая по август пробы берутся один раз в десять дней – в зоне купания, на расстоянии до 50 метров от берега и на глубине 1 метр. Также измеряется дно озеро. По результатам контроля озера Яровое превышений по микробиологическим, санитарно-химическим показателям не обнаружено. Все они соответствуют требованиям СанПиНа. Соответствующие заключения есть в администрации города Яровое.

Эксперт сообщил, что под особым контролем находится состояние воды именно в зонах массового пребывания туристов. Ежегодно берется до 80 проб.

А как же Барнаул?

Как правило, любой туристический сезон характеризуется новыми тенденциями. В этот раз отмечается рост интереса к маршрутам по Барнаулу. Туры по краевой столице становятся популярными среди жителей региона. Например, маршрут «Барнаул ждет вас» включает в себя Демидовскую площадь, Нагорный парк, сереброплавильный завод, Алтайский государственный краеведческий музей, музей «Мир камня», краевой туристический центр «Горная аптека», пивоварню «Венский лев».

По словам руководителя туристической компании «Алтайтурист», вице-президента региональной ассоциации туризма Натальи Гордеевой, если несколько лет назад туристические группы состояли из трех человек, то сейчас уже набирается по 50 – 60. Иногда компания даже вынуждена ограничивать проведение экскурсий по количеству человек.

Также много запросов на экскурсии по Барнаулу, его окрестностям поступает от гостей, которые следуют через город в другие туристические территории региона.

В целом увеличение интереса к Алтайскому краю наблюдается ежегодно. Но в последнее время большой спрос на активные маршруты с хорошим качеством размещения.

– Если еще буквально два года назад активные маршруты сопровождались размещением в палатках, то сейчас туристы хотят увидеть сакральные места региона, но в комфортных условиях размещения, – рассказывает Наталья Гордеева. – На территории Алтайского края проблем с качественным размещением нет. Сельский туризм практически в любой точке региона развит хорошо. Причем люди полностью в бизнесе. То есть они понимают, что такое расчетный счет, квитанция об оплате.

Эксперт также отметила, что к нам приезжает много немцев, увеличивается активность китайских туристов. В основном они покупают пакетные туры, за исключением тех, кто едет в гости к родственникам.

Сельский туризм

– Вы знаете, как проходит мое лето? – задает вопрос хозяйка сельской усадьбы «Постоялый двор» в Чарышском районе Лариса Пастухова. – Вечером добираюсь до дома и падаю от усталости. И я вовсе не жалуюсь! Так и должно быть. Потому что нужно работать с каждым приезжающим к тебе гостем: встречать, провожать, кормить, водить на экскурсии, просто говорить с ним… Мы никогда не ставили перед собой цель заполнить до отказа нашу усадьбу. Перегрузка очень чревата низким качеством оказания услуг. Думаю, сельский туризм тем и хорош, что отличается индивидуальным подходом к своему гостю.

Лариса Пастухова знает, о чем говорит. Ее усадьба по-особенному выделяется среди других. Это, кстати, характерно для Чарышского района. На мой взгляд, именно здесь расположены одни из самых комфортных, интересных и доступных по цене объектов сельского туризма в регионе. В чем секрет? Возможно, в том, что местные предприниматели активно пользуются грантовой поддержкой.

– Сельским туризмом мы занимаемся с 2009 года, стали первыми участниками ведомственной программы, – продолжает Лариса Пастухова. – Тогда нас было всего 13 человек, сейчас уже около 170. Начинали с домика, который вмещал двух человек. В первый год турпоток составил 50 человек. Сейчас у нас уже три домика, кемпинговая зона. То есть от двух человек перешли к 28-ми.

За сезон «Постоялый двор» принимает до 600 гостей. Лариса хорошо понимает: чтобы развиваться, нужно продлевать сезон. Поэтому появилась рыбацкая деревня. Такого рода услуга позволяет работать не только летом, но и осенью.

– А вообще, я абсолютно убеждена, что сельский туризм – крайне перспективное направление для аграрного края, – уверена Лариса Пастухова. – Он обеспечивает повышение культурного уровня, дополнительный заработок для населения и поддерживает экономику на селе.

Сегодня в Алтайском крае очень много внимания уделяют продвижению своего потенциала на разных площадках, как российских, так и зарубежных. И можно сказать, что Алтай – раскрученное и продаваемое направление. Да, наверное, сложно конкурировать с тем же Краснодарским краем или Санкт-Петербургом. Но мы уверенно наряду с ними входим в число лидеров по росту турпотока в России. Приведем пример. В Европе есть две крупные компании, занимающиеся арендой транспорта. Одна довольно раскрученная, другая все время думает, как догнать конкурентов, и в своих рекламных акциях заявляет: да, мы вторые, поэтому у нас качество лучше, ведь нам нужно дотянуться до первых!

По мнению экспертов «круглого стола», руководство Алтайского края уже давно правильно оценило потенциал туристической сферы и сейчас самое время использовать те преференции, которые мы получили за несколько лет развития отрасли.

Фоторепортаж