Александр Романенко: «Наши действия должны быть понятны людям»

13:35, 12 мая 2017г, Общество 3910


1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра

Фото Андрей КАСПРИШИН

Логику принимаемых законов должны понимать те, для кого их принимают, – жители Алтайского края. От этого зависят успех экономики, благополучие социальной сферы и хороший избирательный климат региона. В этом уверен председатель АКЗС и лидер регионального отделения партии «Единая Россия» Александр Романенко. Накануне важного партийного экзамена – предварительного партийного голосования мы говорим с ним о доверии народа к представителям власти.

Без авралов

– Александр Алексеевич, ваш депутатский стаж – 17 лет – рекордный в АКЗС. Вы возглавляли аграрный и бюджетный комитеты, а сейчас занимаете два ключевых поста – председателя Заксобрания и лидера алтайских «единороссов». Хватает ли наработанных навыков, или чему-то приходится учиться?

– Да, выиграв впервые выборы в 2000 году, я стал заместителем Николая Григорьевича Золотухина, в ту пору председателя аграрного комитета. А затем с 2004 по 2016 год руководил бюджетным. Безусловно, это колоссальный опыт и знания. К тому же рядом всегда были очень авторитетные и уважаемые мною люди, у которых было чему поучиться. Я благодарен и Александру Григорьевичу Назарчуку, и Борису Владимировичу Ларину, и Сергею Валентиновичу Землюкову, с которыми мы начинали работать вместе, и руководителям краевого парламента двух предыдущих созывов – Ивану Ивановичу Лоору и Андрею Геннадьевичу Осипову. Сегодня краевое Законодательное Собрание сформировано качественно и профессионально, и во многом это их заслуга. Новой команде ничего не нужно выстраивать заново. Цель нынешнего созыва – повышать эффективность региональной законодательной базы, приводить ее в соответствие с федеральной. Все просто: законопроекты, принимаемые парламентом, получаются более качественными, если изначально ими занимается не один человек, пусть даже очень компетентный, а рабочая группа.

– То есть идею выдвигает разработчик, скажем, профильный департамент, а ваша задача – обеспечить ее экспертами до этапа принятия в окончательной редакции? В этом новизна?

– Нет, эта модель применялась и раньше. К примеру, мы отработали ее до деталей с министром финансов края Владимиром Геннадьевичем Притуповым во время работы над главным финансовым документом – бюджетом края. Сформировали, провели публичные слушания, а они у нас за эти 12 лет проходили в самых разных форматах, рассмотрели и учли поправки и предложения, приняли и утвердили документ спокойно, без авралов. Это получается благодаря тому, что в обсуждении законопроекта участвует максимальное количество людей, от специалистов профильных комитетов и научно-экспертных сообществ до простых жителей – медиков, учителей, пенсионеров… И бюджет в результате исполняется последовательно и спокойно, потому что изначально проработан детально.

Каждому – по справедливости

– Даже с учетом того, что в конце 2016-го алтайский парламент сделал шаг поистине революционный – принял изменения в 16 социальных законов?

– Шаг скорее эволюционный. Работа над этими изменениями не вчера началась. Темой монетизации льгот в рамках Федерального закона № 122 в Алтайском крае мы занимаемся с 2005 года. Работа эта глобальная, ведь нужно было найти точки соприкосновения адресной помощи многих категорий льготников, довести ее до людей, действительно в ней нуждающихся. За десять лет такая модель была сформирована. Согласно новой редакции федеральных законов мы ориентировались в первую очередь на адресность и нуждаемость таких категорий, как ветераны труда, сельские специалисты и другие. Жизнь сама потребовала упорядочить распределение льгот по принципу равной доступности. Так, вы знаете, что компенсации затрат на коммунальные платежи сельским педагогам разнились от 500 рублей до 13 тысяч в месяц в зависимости от типа отопления. Разве это было справедливо? Понимание среди моих коллег-депутатов есть, такая позиция совпадает с мнением губернатора края. Поэтому решение нами было принято соответствующее.

– Но мы знаем, что принятые законы потребовали обкатки и корректировок.

– Это нормально. Вообще, не надо спешить с принятием окончательных вариантов нормативных актов. Да, любому субъекту законодательной инициативы удобнее, чтобы депутаты побыстрее проголосовали в первом чтении, а заодно уж и во втором. Ни к чему хорошему такая спешка не приводит. Так, над одним из последних проектов закона «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Алтайского края» мы с Министерством имущественных отношений края работаем очень плотно, учитывая все мнения комитетов и экспертов. Этот законопроект важен для работы профессионалов с имуществом и бюджетом, и рабочая группа отшлифовала его, повысив уровень парламентского контроля власти в ее действиях с имуществом, а в то же время у правительства края появилась определенная степень свободы в исполнении таких полномочий. Еще один законопроект в пример – о стипендиальном обеспечении ребят, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. Коррективы в предлагаемую федеральную редакцию мы вносим, но с учетом аналитических материалов, предоставленных Минобразования и Минтрудсоцзащиты. В таком режиме рабочая группа готовит документ ко второму чтению так, чтобы не были ущемлены интересы социально уязвимых категорий учащихся.

– То есть на выходе надо получить закон качественный, понятный и тем, на кого он направлен, и исполнителям. Получается, как считаете?

– Стремимся к этому. У себя в Алтайском крае мы принимаем законы для его жителей. Если хотим, чтобы люди нас поддерживали, надо, чтобы наши действия были им понятны. И потому параллельно мы развиваем представительскую функцию. 67 депутатов – люди разных взглядов и политических убеждений. Но любой представитель АКЗС, работая на своем избирательном округе, чувствует нашу поддержку и берет на себя ответственность за свою деятельность. Именно для этого мы возобновили институт кураторства: сотрудники аппарата АКЗС курируют муниципальные образования края, оказывают им методическую помощь, собирают информационные и аналитические материалы. Все для того, чтобы люди на местах стали проявлять инициативу, задавать вопросы и получать обратную связь. Ничего не получится, если жители края не будут понимать логику принимаемых нами законов.

Из Москвы – на округ

– В новом созыве АКЗС осталось 27 прежних депутатов. 40 – новые лица. Можно ли ожидать, что и в муниципалитетах осенью так же серьезно обновится депкорпус?

– Это веяние времени прослеживается сейчас на всех уровнях. В Госдуме наш край представляют 9 депутатов, из них лишь трое избираются повторно, а для шестерых это новый опыт политической и законотворческой работы. На выборы в Барнаульскую городскую Думу в сентябре выставят свои кандидатуры только 13 из сорока ныне действующих. Тенденция кадрового обновления хороша уже хотя бы тем, что в политику приходит молодежь. Я часто встречаюсь с молодежными организациями, приятно видеть, как у ребят светятся глаза, как активно они идут на избирательные участки, живо интересуются экономической и социальной жизнью края. 
Наш Молодежный парламент тоже серьезно обновился, а в Госдуме у ребят есть свой негласный лидер – Наталья Кувшинова.

– Как складываются отношения с депутатами Госдумы от Алтайского края?

– Ситуация этого созыва уникальна. Впервые с 2007 года четверо из девяти депутатов – одномандатники. Верно, на мой взгляд, поступило руководство Госдумы, введя региональные недели. В конце каждого месяца избранники края едут в регионы и работают на округах. Мы вместе корректируем свои планы, вместе решаем значимые вопросы и этот опыт будем продолжать. Я благодарен коллегам за то, что участвуют в работе сессий АКЗС и находят время для встреч с жителями края.

В чём сила, брат?

– В начале своей депутатской деятельности вы избирались в Павловске, Калманке, Топчихе. Нынешний ваш округ № 11 на юге края – домашний, по сути. Вы баллотировались там, потому что Горняк – ваша родина?

– В сентябре 2010 года, возвращаясь с очередной сессии АКЗС домой, в автокатастрофе погиб мой коллега Владимир Васильевич Жаворонков. Именно он тогда представлял интересы жителей этого южного округа. После трагедии мы решили, что не в ущерб своему округу я возьму «депутатское опекунство» над группой этих территорий, а в следующий созыв, через год, уже избирался по этому округу. Сегодня уже второй созыв земляки меня поддерживают. Причем на выборах 2011 и 2016 годов возглавлял территориальную группу «Единой России».

– Существовал ли риск не пройти с учетом того, что вы не были одномандатником?

– Конечно, это же выборы. К тому же, когда кандидат избирается от округа, людям понятно: набрал больше других – победил. Если же речь идет о партийном списке, то люди голосуют за партию. И соревнуются между собой, по сути, лидеры партийных списков. Все решает авторитет человека и партии на округе. Легко не было никогда, но мы шли вместе с моим коллегой Сергеем Александровичем Бенслером. Работаем с ним в такой тесной связке, что многие на юге края считают её чем-то неделимым.

– Округ № 11 традиционно и сильный, и сложный одновременно. В чем его особенности?

– Змеиногорский, Третьяковский и Локтевский районы непохожи друг на друга. Разнятся и запросы у избирателей. Локтевский район – сельскохозяйственный, один из передовиков Алтайского края. Змеиногорск – динамично развивающаяся территория с туризмом, аграрным и горнорудным производством. И самый проблемный – Горняк, возникший в 1942 году как поселок горно-обогатительного комбината. Сейчас наша общая задача с муниципальными органами власти – поиск инвесторов, подъем производства в шахтерском городке. Обвальный период мы миновали, но экономику надо восстанавливать более быстрыми темпами.

Чего нам не хватает

– Расскажите о своей семье.

– У меня были замечательные родители. Увы, нет уже в живых мамы Елены Ивановны и папы Алексея Андреевича, участника Великой Отечественной войны, орденоносца. Победу он встретил в Польше в штабе маршала Рокоссовского, после войны много лет отработал в судебной системе, а перед пенсией возглавлял хлебозавод в Горняке. Мама – медсестра, работала в ЦРБ, заведовала детской молочной кухней. Она была очень добрым человеком, а папа – справедливым. Говорят, я унаследовал от них эти качества.

– Вы родились и всю жизнь прожили в родном крае. А как относитесь к тем, кто уезжает отсюда в поисках лучшей доли?

– Наверное, иногда надо уехать, чтобы осознать, что такое Алтай. Его мощный многопрофильный ресурс – это не только уникальная природа, которой очарованы многие мои коллеги из других субъектов России. Предвыборная кампания 2011 года пришлась на период подъема экономики, в развитие муниципалитетов тогда вкладывались весьма серьезные средства. В 2016 году стало посложнее, кризис затормозил наши планы. И нужно было объяснить людям, что мы делаем, зачем и почему. Когда говоришь избирателям, что конкретно делает власть, например, в части бюджетных инвестиций, они по-иному воспринимают реальность. Я и сам удивился, узнав, сколько объектов отремонтировано и построено за последние пять лет – больниц, ФАПов, детских садов, школ. Не поверил бы, скажи мне кто лет десять назад, что в реконструкцию дорог край будет направлять до 12 миллиардов рублей в год. Но именно так и есть!

– Но объективно зарплаты на селе невысокие. Чем наши люди хуже жителей Красноярска, Кузбасса или Томска с их сырьевыми ресурсами?

– Да, нет у нас угля, нефти и газа, которыми регионы-соседи неплохо кормятся, особо притом не напрягаясь. Зато есть многое другое. Наша сила – аграрный сектор, перерабатывающая и обрабатывающая промышленность. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но растут доходы людей, действует политика сдерживания роста тарифов на привозные энергоносители, финансируются программы и гранты на благоустройство сел. Усилиями губернатора, правительства края и моих коллег-депутатов создан единый неделимый тандем власти, законодательной и исполнительной. Мы формируем правовое поле, а исполнительная власть ведет созидательную работу на благо региона и его жителей. Нам делить нечего. Мы одна семья и делаем одно дело.

Справка
Александр Романенко родился 12 июня 1959 года в Горняке Алтайского края. Выпускник Алтайского политехнического института 1982 года. Карьера: линейный механик, заведующий гаражом Павловской межколхозной строительной организации, заведующий орготделом, первый секретарь Павловского райкома ВЛКСМ. В 1988 г. избран директором совхоза «Павловский». С 1993 по 2004 г. – генеральный директор ЗАО «Колыванское» Павловского района, включенного в число трехсот лучших сельхозпредприятий России. С 2000 года – депутат АКЗС (АКСНД), с 2014-го – председатель комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике. Кавалер золотого почетного знака «Достояние Сибири» в номинации «Экономика и предпринимательство», лауреат межрегионального конкурса «Директор года» в номинации «Сельскохозяйственное производство», награжден медалями «200 лет МВД России» и «200 лет свеклосахарной промышленности». Секретарь регионального отделения партии «Единая Россия».

Фоторепортаж