Рост акцизов на топливо может привести к разорению небольших АЗС: эксперты

13:00, 14 марта 2016г, Общество 1285


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Рост акцизов на топливо может привести не только к повышению розничных цен, но и к разорению небольших АЗС, считают эксперты рынка.

Как известно, с 1 апреля в России вырастут ставки акцизов на бензин и дизельное топливо. Поправки в Налоговый кодекс были приняты 26 февраля на заседании Государственной думы. Необходимость такого решения федеральные власти объяснили дефицитом средств в дорожном фонде страны.

Напомним, что с 1 января акцизы на топливо уже повышали, но, к вящей радости потребителей, они не ощутили роста налогообложения на ценах. Аналитик Группы компаний «ТелеТрейд» Марк Гойхман объясняет для читателей «АП» этот парадокс тем, что цены на топливо зависят не только от цены нефти, но и от курса доллара к рублю. В условиях, когда в начале года цены на нефть резко падали, а курс рубля сдерживался, рублёвые цены нефти, а следовательно, и нефтепродуктов уменьшались. Поэтому повышение акцизов на топливо во многом компенсировалось снижением стоимости сырья. Кроме того, цены сдерживались контролем со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС) для воспрепятствования инфляции. Это сократило рентабельность внутри нефтяной отрасли в целом (производство, переработка, реализация нефтепродуктов) и обеспечило снижение розничных цен. Так, в январе потребительские цены на топливо уменьшились на 0,4%.

«А может, федеральным игрокам рынка и на этот раз удастся найти внутренние резервы и не повышать розничные цены?» – задаемся вопросом.

Марк Гойхман считает, что произошедшее падение прибыльности вряд ли оставляет возможности розничным продавцам не повышать цены. Новый рост акцизов неизбежно выльется в топливную розницу. Однако это увеличение, по мнению эксперта, будет ограниченным, поскольку существует негласная установка на то, чтобы цены на бензин росли не быстрее инфляции. Есть и ограничение, связанное с платежеспособным спросом. Поэтому можно предположить, что повышение ценников на заправках после введения новых ставок акцизов не будет более чем на 3 – 5%.

Вице-президент Российского топливного союза Юрий Матвейко уточняет, что благодаря росту акцизов литр бензина должен подорожать на 2,5 рубля, дизельное топливо – не более чем на полтора рубля. Но он предлагает не забывать о других затратах, которые постоянно растут: «Мы видели дважды повышение железнодорожных тарифов, росла стоимость электричества и коммуналки. Эти факторы до конца года дадут дополнительный рост копеек на 50 с каждого литра».

И как в таких условиях смогут конкурировать независимые региональные операторы рынка, когда они покупают бензин у федеральных компаний, которые тоже имеют АЗС?

– В отличие от федералов у нас нет возможности перераспределить затраты между розницей и оптом, – объясняет Юрий Матвейко. – 9 марта «Газпромнефть» подняла стоимость топлива для мелкооптовых потребителей, на следующей неделе ожидается очередное повышение. Так что в середине марта цены в рознице и опте сравняются. Такого не было даже в самый сложный 2011 год. Значит, либо оптовую цену должны снижать вертикально интегрированные компании, либо мы поднимать розничные. И это произойдет в конце марта – начале апреля.

По мнению Марка Гойхмана, для крупных игроков переложение акцизов в цены станет менее болезненным, чем для небольших сетей АЗС. С другой стороны,  последние не смогут повысить цены выше, чем большие компании, из-за острой конкуренции. Поэтому розничные цены, вероятно, останутся примерно на схожих уровнях у разных продавцов.

«Я последнее время не конкурирую с федеральными игроками рынка, а пытаюсь выживать, оптимизируя производственный процесс, – признается Юрий Матвейко. – Открываем при АЗС магазины,  автомойки, проводим акции. Это позволяет платить зарплату продавцам, но не покрывает операционные затраты АЗС, которые составляют около 200 тысяч рублей в месяц».

Он добавляет, что представители Российского топливного союза с 2011 года обращаются за помощью в Министерство энергетики, ФАС, там соглашаются, что перекосы есть, но реагируют на них вяло.

«Пока они увидят эти перекосы, уже работать некому будет», – предполагает предприниматель.

Марк Гойхман также прогнозирует череду слияний и поглощений на топливном рынке страны и сокращение числа заправок у малорентабельных компаний.

Фоторепортаж