35 миллиардов рублей за год – прогнозируемый рост продаж алтайских продуктов после проведения форума

09:45, 21 октября 2014г, Общество 1760


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Итогом первой торгово-продовольственной биржи деловых контактов «АлтайПродМаркет», которая прошла в краевой столице на прошлой неделе, стали 600 протоколов о намерениях, на основе которых будут заключены контракты на поставку алтайских продуктов федеральным торговым сетям. Для края это плюс 3 млрд. рублей ежемесячно.

Найти свой путь

Похоже, Всероссийский отраслевой форум примирил производителей и ритейлеров в их давнем споре о том, каким должно быть их партнерство в новых экономических условиях. Россия получила от Запада вызов в виде санкций и приняла его, решив обойтись без части импорта. Самое время менять прежние правила игры на продовольственном рынке внутри страны. С одной стороны, условие ритейла – основу ассортимента розницы заполнять недорогими позициями эконом-класса – не всегда выполнимо для производителя, поскольку натуральный качественный продукт не может быть копеечным. С другой – в условиях, далеких от тепличных, каждый из них все равно найдет свой путь, будь это федеральные сети или собственные фирменные магазины. Это нормально, по мнению Сергея Лобанова, начальника отдела регионального развития Минпромторга России. В этом и состоит суть конкуренции.

На кону – интересы экономики региона, и уже в начале презентации потенциала местного агропрома (всего в крае 2 тысячи предприятий переработки) тон форуму задал губернатор Александр Карлин, удивив гостей из регионов России знанием технологии выпуска продуктов достойного качества с алтайской маркой и грамотным их пиаром.

Участники форума с удовольствием дегустировали пельмени, мясные деликатесы, молочку и сыры, разглядывали яркую современную упаковку халвы в шоколаде от местной фабрики, стейки из мраморной свинины от «Алтаймясопрома», изысканный сыр «Чуйский» Барнаульского молочного комбината, «Маскарпоне» от «Плавыча», пергу и прополис от «Меда Алтая». Есть ассортимент, объемы и запас мощностей для того, чтобы алтайского продовольствия хватило всей стране. Так, в 2013 году наш регион поставил исторический рекорд, выработав 1,5 миллиона тонн муки, а в этом мукомолы готовы побить и его на 200 тысяч тонн, если это понадобится России.

Слово о сыре

Месяц назад в Москве представители отраслевых союзов и ассоциаций производителей подписали заявление о совместных действиях по обеспечению стабильной ситуации на рынке продовольствия. 16 октября в бизнес-холле комплекса «Плаза» краевой столицы подписи под документом поставили и их региональные коллеги. Александр Карлин заявил о готовности нашего агропрома внести весомую лепту в решение проблемы общенационального значения. Он попадал в самые болевые для наших производителей точки. Одна из них – вход в федеральные сети. «Главная моя задача – чтобы качественная алтайская продукция продавалась не только в региональных торговых сетях, таких как «Аникс» и «Мария-Ра», но и в федеральных – «Ленте», «Метро», «Азбуке Вкуса», «Глобус-Гурмэ». Я хочу, чтобы присутствующие здесь представители Минпромторга и Союза независимых российских торговых сетей помогли нам в продвижении нашей продукции во всех регионах страны», – сказал глава региона.

Еще одна проблема – с традицией торговых компаний прятать алтайские бренды под своими фирменными логотипами. «Не считаю современным и прогрессивным метод, при котором уникальный качественный алтайский сыр продается в упаковке торговых сетей. Я буду предлагать усовершенствовать российское законодательство в этой части, чтобы магазин указывал место производства продукта. Алтайский сыр – наше достояние. Есть много разных сыров, а есть алтайский», – резюмировал Александр Карлин.

К слову, о сыре, точнее, о расплывчатости понятий жителей Центральной России о том, что делает и чем живет Алтайский край. Незадолго до форума барнаулец Даниил Чурилов выложил в соцсетях историю, приключившуюся с ним в Петербурге на Сенном рынке. Цитата: «Лежит сыр с ценником, на котором написано крупными буквами «Алтай». Уточняю у продавца:

– А вот этот сыр действительно из Алтайского края?

– Да, конечно, именно оттуда.

– У вас написан «Алтай», какой это сырзавод?

– Что значит «какой сырзавод»? Он там один!»

Такие сюжеты уходят в прошлое, и «АлтайПродМаркет», первый в истории региона, тому поспособствовал. Он завершился, но продолжается новыми контрактами и соглашениями о сотрудничестве регионов.

Мнения

Ольга Ловичкова, ведущий региональный менеджер по закупкам «фреш фуд» федеральной компании «Лента»:

– Львиную долю ассортимента магазинов нашей сети в Сибири мы пополняем продукцией алтайских производителей. «АлтайПродМаркет» получился на удивление плодотворным и открытым. Я думаю, и результат не заставит себя ждать. Вероятно, мы пересмотрим линейку, поскольку здесь я увидела интересные позиции, которые в «Ленте» пока не представлены. Например, некоторые виды сыров, детское питание «Модест», макароны из твердых сортов пшеницы «Алмак». С Алтая мы увозим положительный опыт сотрудничества, впечатления и много предварительных договоренностей.

Юрий Никитин, генеральный директор торговой сети «Аникс»:

– Производители края развиваются интенсивно, а регион выгодно отличается от других по России тем, что он аграрный. В нашей сети местная продукция представлена на 60% торговых площадей, стратегически они займут около 80%. Остальное – товары, рекламируемые по ТВ, на них реагирует зритель.

Вадим Долгов, директор по закупкам продовольствия ТС «О’Кей»:

– Пока сложно говорить о доле алтайских продуктов в магазине, который откроется в Барнауле в декабре, но мы намерены расширять сотрудничество. Тем более что среди наших партнеров – семь поставщиков из Барнаула, снабжающих наши точки в Новосибирске, Омске, Красноярске. Работая с ними, я выделил для себя три тренда. Не в каждом регионе есть руководитель, столь серьезно, ответственно и грамотно относящийся к поддержке местного производителя. Второй момент – профессиональное отношение к делу самих производителей – они делают качественный продукт и качественно его продвигают.

Наталья Розанова, заместитель министра сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области:

– Сахалин давно работает с Алтайским краем, наиболее хорошо отлажены связи по продукции зернопереработки. Нам важны прямые поставки, ради них мы ехали на форум. Наша делегация побывала на предприятиях потенциальных партнеров. Мы заинтересованы в растительном масле от «АгроСиб-Раздолья», а с «Чикен-Дак», выпускающим деликатесное мясо утки, уже договариваются предприниматели Сахалина. Сегодня мы в поисках поставок мясной группы (кроме мяса птицы – свинина, говядина), сухого молока, алтайских сыров, и наши специалисты обсуждают логистику, цены, готовятся к заключению контрактов.

Владлен Дуплик, генеральный директор компании «Алтайский пчелоцентр»:

– Мы поставляем мед в крупные сети, «Ашан», «Ленту», «Магнит», а в 2012 году наша продукция по итогам «Контрольной закупки» в торговой сети «Стокман» стала лучшим медом России. На «АлтайПродМаркет» мы лично познакомились с менеджерами и директорами по закупкам. Я им высказал, что они, с нашей точки зрения, делают не так, а они меня сориентировали на покупательский спрос.

Фоторепортаж