22 тыс. замечаний от бизнеса поступило с момента введения процедуры ОРВ

11:42, 10 октября 2014г, Экономика 1242


22 тыс. замечаний от бизнеса поступило с момента введения процедуры ОРВ Фото №1

Как внедряется оценка регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов, обсуждали на днях чиновники Минэкономразвития РФ с представителями региональной власти и бизнеса. Общение в режиме онлайн обеспечивала телекоммуникационная инфраструктура Сбербанка.

Цена ошибки

Казалось бы, мудреное словосочетание «оценка регулирующего воздействия» означает на самом деле простую вещь: каждое принимаемое властью решение должно проверяться. Не нанесет ли оно вреда предпринимательству, не загонит ли оно нашу экономику, и так находящуюся в непростой ситуации, в тупик?

Очень часто органы власти не задумываются, к каким последствиям может привести их на первый взгляд простое решение. Вице-президент Сбербанка Андрей Шаров рассказал историю, как несколько лет назад санэпиднадзор решил, что высота потолков в школах должна быть на 20 сантиметров больше. И тогда возмущенные строители стали звонить в правительство и говорить, что новый стандарт выполнить невозможно, потому что заводы не выпускают соответствующие стеновые панели. «Нам что, строительство всех школ остановить?» – возмущались они. «Вот тогда,  – вспомнил Андрей Шаров, – прилетело поручение и мы за три дня сделали поправки в правительственное постановление, отменяющие предложения санэпиднадзора».

По мнению замминистра экономического развития Олега Фомичева, каждое не вступившее в силу опрометчивое решение – это экономия на затратах бизнеса, в отдельных случаях – сотни миллиардов рублей.

Он напомнил, что процедуре ОРВ подвергаются все правительственные решения, включая поправки ко второму чтению в отношении законопроектов, подготовленных правительством.

– Это не просто декларация. Это свершившийся факт, – констатировал замминистра. – Один из наиболее ярких примеров – четвертый антимонопольный пакет. В рамках его подготовки было выявлено много рисков, которые могли бы негативно сказаться на бизнесе. После замечаний поправки были доработаны.

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) проводится уже четвертый год. С момента введения процедуры на федеральном уровне ей подверглось уже 2700 нормативно-правовых актов, при этом поступило 22 тысячи замечаний от бизнеса. Если поначалу 50 – 60% проектов постановлений получали отрицательную оценку, то в последнее время чиновники стали готовить предложения тщательнее и доля отрицательных заключений сократилась до 30%.

Технология процедуры оценки на самом старте проекта выглядела так. Минэкономразвития направляло проекты федеральных законов, постановлений и прочее ведущим бизнес-ассоциациям страны («ОПОРА России», «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата), а те давали свои заключения. Поначалу этого хватало, но потом появилась необходимость привлекать и отраслевых экспертов.

Если ОРВ существует на уровне исполнительной власти, то почему бы ее не внедрить для законодательной?

Оказывается, в стране более 700 субъектов законодательной инициативы, в том числе 450 депутатов Госдумы. И внедрение ОРВ в деятельность Госдумы некоторыми из них воспринимается как самоограничение. Тем не менее спикер ГД Сергей Нарышкин и министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев договорились создать рабочую группу, в состав которой войдут депутаты, представители Минэкономразвития и бизнеса. И эта группа сформирует варианты внедрения ОРВ. Так что самые значимые и одиозные депутатские законопроекты будут подвергаться фильтру ОРВ.

Теперь и в регионах

2014 год – ключевая веха, начало введения процедуры ОРВ в регионах. Формально она уже внедрена: определены уполномоченные органы, принята подзаконная база. Теперь важно наполнить ее содержательно, организовав взаимодействие власти с бизнес-сообществом.

– Многие путают ОРВ с публичным обсуждением законов. На самом деле это более жесткий инструмент, который предполагает в том числе расчеты негативных и позитивных эффектов введения того или иного регулирования и подразумевает деятельное присутствие бизнеса, – разъяснял Олег Фомичев участникам видеоконференции.

Перед властью поставлена задача создать максимально комфортные условия для поиска нормативных актов. Сегодня они сконцентрированы на едином портале regulation.gov.ru. Для чиновников регионального уровня будут тоже установлены требования обязательного размещения всей информации о нормативных актах на ресурсе, аналогичном федеральному.

Как идет внедрение ОРВ в субъектах Федерации, Минэкономразвития проанализировало в начале года на заседании выездной рабочей группы в Ульяновске. В рамках рейтинга было решено ранжировать регионы в зависимости от качества внедрения ОВР. Первые итоги выявили лидеров и аутсайдеров. Среди лидеров – Ульяновская, Свердловская области, Краснодарский край, Башкирия, Чувашия.

На вопрос, каким образом будут наказывать аутсайдеров, директор Департамента ОРВ Минэкономразвития Вадим Живулин ответил, что аутсайдеры накажут себя сами. С учетом того, какое количество участников задействовано в этом процессе (Народный фронт, Агентство социальных инициатив, отдельные эксперты, Администрация президента РФ), понятно, что федеральная власть предъявляет высокие требования по взаимодействию с бизнесом на территориях региона.

А вот сельским администрациям можно расслабиться. Внесение процедуры ОРВ в связи с ограниченностью людских ресурсов в тамошних администрациях считается нецелесообразным. Скорее у местных органов должно быть право взаимодействовать с бизнесом в рамках ОРВ, считают в Минэкономразвития. И сейчас министерство разрабатывает соответствующие методические рекомендации.

Обратная связь

Сопредседатель Координационного совета при уполномоченном при президенте по защите прав предпринимателей Виктор Климов обратил внимание на недостаток у бизнес-объединений экспертов и нехватку ресурсов, чтобы нанять профессиональных юристов для оценки качества законопроекта. Но он считает, что региональным подразделениям придется формировать соответствующий экспертный пул и работать. Потому что без этого власти в одиночку не проведут качественную ОРВ. В каждом регионе должен появиться центр ответственности за организацию этой процедуры. Либо эту ношу возьмет на себя одно из бизнес-объединений, либо уполномоченный по защите прав предпринимателей.

В Алтайском крае выбран последний вариант. Как рассказал «АП» региональный бизнес-омбудсмен Павел Нестеров, начиная с 2015 года любой нормативный документ регионального уровня, затрагивающий интересы предпринимателей, должен пройти процедуру ОРВ. Для этого сейчас заключаются соглашения с краевыми бизнес-объединениями.

Во время видеоконференции Олег Фомичев сказал, что представители бизнеса в регионах либо ничего об ОРВ не знают, либо имеют ограниченный опыт, чаще всего негативный. Их предложения органы власти игнорируют. Эту оценку отчасти подтверждает председатель правления Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц. Он говорит, что краевые ведомства направляют им проекты нормативно-правовых актов, программы, касающиеся бизнеса, для того чтобы АСП высказал по поводу их свои замечания.

«К сожалению, мы пока не видим, чтобы наши замечания учитывались при принятии этих документов, – констатировал Юрий Фриц. – Возможно, наши предложения как-то не согласуются с бюджетной политикой или еще с чем-то, но мы должны знать, по какой причине их отвергают. Мы ситуацию в предпринимательстве знаем изнутри и готовы генерировать конструктивные предложения».

В то же время большинство региональных управлений федеральных органов власти обсуждают предложения АСП на заседаниях своих общественных советов, например прокуратура, ФАС, Роспотребнадзор.

И все же Юрий Фриц полон оптимизма: «Нужен старт. Если появится обратная связь, будет видно, что власти реагируют на предложения бизнеса, то потом, как говорится, кости обрастут мясом». Он не против единой структуры, которая взяла бы на себя координирующие функции ОРВ, но предлагает и вариант разделения процесса по направлениям. Например, законы, касающиеся крупного бизнеса, отдавать на экспертизу отделениям «Деловой России» и Торгово-промышленной палате, а малого – АСП и «ОПОРЕ России».

В заключение хотелось бы привести слова Вадима Живулина, который призывал рядовых предпринимателей серьезно отнестись к инициативе федеральной власти: «Интерес в ОРВ у бизнеса в том, что он получает возможность влиять на принимаемые решения. Скепсиса, конечно, достаточно. И в ряде регионов власть устроена таким образом, что решения принимаются в интересах узкой группы людей, которые давно вошли в доверие. Они называют себя представителями бизнеса, на них власть ориентируется при принятии решений.

Участвуйте в ОРВ, начинайте формировать спрос на ваше мнение, начинайте формировать новую культуру принятия решений, а региональные органы власти будут вынуждены этим требованиям соответствовать. Время, когда решения должны приниматься единолично, без учета последствий в нынешней сложнейшей экономической ситуации, прошло. Решения должны быть аккуратными, взвешенными, основанными на позиции тех предпринимателей, которым их исполнять».

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж