2% учителей прошли переподготовку по дефектологии

16:30, 01 декабря 2014г, Образование 1520


2% учителей прошли переподготовку по дефектологии Фото №1

На неделе состоялось заседание совета администрации края под председательством губернатора Александра Карлина, которое было посвящено подготовке педагогических кадров для системы образования. Вопрос впервые вынесен на рассмотрение в таком формате, но о его важности свидетельствовали доклады представителей власти и педагогического сообщества края.

Система общеобразовательных учреждений края является одной из самых сложных и разветвленных в Российской Федерации, напомнил в начале заседания губернатор, она насчитывает 1150 школ, 80 процентов из которых – сельские, значительная часть – малокомплектные. Среди положительных изменений, достигнутых в процессе модернизации образования, губернатор отметил рост заработной платы, увеличение числа молодых педагогов, создание персонифицированной модели повышения квалификации и многое другое. Однако все эти усилия дадут результат, только если им будет соответствовать кадровый состав педагогов, уверен глава региона. Он призвал участников заседания к конструктивному и конкретному обмену мнениями, результаты которого должны быть положены в основу программы власти и профессионального сообщества, рассчитанной на перспективу.

– В последние годы принят ряд государственных решений, которые кардинально меняют отечественное образование, и прежде всего общее, – сказал вице-губернатор, начальник Главного управления образования и молодежной политики края Юрий Денисов. – Среди них – новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), новый закон «Об образовании», профессиональный стандарт педагога, новая система оплаты труда.

Основное содержание модернизации системы общего образования – внедрение новых ФГОС, а главные направления – создание современных условий в школах, подготовка учителя, внедрение новых педагогических технологий. При этом особые требования предъявляются как к работе с одаренными детьми, так и к помощи учащимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ и социализации в целом. С точки зрения эффективности модернизационных процессов в образовании наш край, по словам Юрия Денисова, находится в лидирующей группе российских регионов (об этом говорят и оценка Минобрнауки, и результаты учащихся).

Однако существуют проблемы: увеличивается число вакансий, что указывает на недостаточный приток в школу молодых специалистов (наиболее востребованы учителя иностранного языка, русского языка и литературы, математики, физики и начальных классов). Процент педагогов с высшим образованием по-прежнему ниже среднероссийского, а в 2014 году увеличилась доля учителей пенсионного возраста. Существенной проблемой остаются недостаточное внедрение современных педагогических технологий и неэффективное использование учебного оборудования. Кроме того, всего 2% учителей прошли переподготовку по направлению «Дефектология», при этом число учащихся с ограниченными возможностями здоровья в обычных школах увеличилось на 17 процентов.

«Выпускники педагогических вузов не вполне подготовлены к работе в новых экономических условиях, в современной школе, – подчеркнул Юрий Денисов. – Отмечаем низкую мотивацию выпускников к педагогической деятельности, низкий средний балл ЕГЭ абитуриентов педвузов. Проблемой является и то, что в вузах края не ведется подготовка учителей-дефектологов по ряду направлений».

По признанию директора новоалтайского лицея № 8 Натальи Ерохиной, кадровая политика для нее – самое актуальное и сложное направление работы. «Какой учитель нужен сегодняшней школе? Можно перечислить множество профессиональных и личностных качеств, но я уверена, что они не будут сильно отличаться от требований к предыдущим поколениям учителей. Как руководитель я хотела бы видеть неравнодушных, харизматичных, мобильных профессионалов», – говорит Наталья Геннадьевна.

У директора есть перспективный план, отражающий, какой специалист будет нужен лицею в ближайшие пять лет.

– Например, нам понадобятся учителя химии, физической культуры, технологии. Я использую различные подходы: профориентационную работу со старшеклассниками, выпускниками, студентами, представителями педагогических династий. После проведения дня самоуправления, когда ребята в лицее пробуют себя в роли учителей, два-три выпускника обязательно принимают решение поступать в педагогический вуз. Уже сейчас мы ведем переговоры со своими выпускниками – студентами факультета физической культуры и химического факультета АлтГУ. Хорошим подспорьем является переподготовка уже имеющихся учителей на смежную специальность: три учителя у нас окончили магистратуру по смежным специальностям и лицей получил в их лице учителей биологии, математики и информатики.

По словам Натальи Ерохиной, обращаясь в отделы по трудоустройству педагогических вузов края, она замечает, что их выпускники не мотивированы на работу в школах. Так, в процессе поисков учителя английского языка выяснилось, что большинство выпускников Лингвистического института АлтГПА не планируют работать в школе. Выход – связать теоретическую подготовку в вузе с практикой в инновационных школах края с первого курса обучения.

С этим согласна Татьяна Янкина, учитель истории барнаульской школы № 97, председатель Ассоциации молодых педагогов края. По ее словам, выпускники педагогических вузов, пришедшие в школу, чувствуют противоречия между их профессиональной подготовкой и современными требованиями к школьному учителю.

– На встречах членов нашей ассоциации со студентами педвузов мы часто слышим от них, что им хотелось бы больше заниматься практической деятельностью, чтобы еще во время учебы приобрести опыт преподавания.

Фоторепортаж