То, о чём мы не говорим

КАРПОВА Любовь

То, о чём мы не говорим

590

09:32, 25 июня 2018г

Футбол не единственная стоящая вещь, которую сейчас можно увидеть на общедоступном российском телевидении. На этой неделе «Первый канал» показывает сериал «Садовое кольцо», который критики наперебой сравнивают с лучшими западными образцами, но при этом затрудняются определить жанр.

По первым двум сериям, которые мы успели посмотреть, это и правда сложно. История вообще начинается как непритязательное «мыло» даже не с первой, а со второй кнопки: живет в центре Москвы богатая и красивая примерно сорокалетняя Вера Смолина (актриса Мария Миронова). У нее любящий муж-бизнесмен (Анатолий Белый), идеальный сын Илюша, студент-отличник, собирающийся на зарубежную стажировку. Вокруг друзья – такие же красивые и успешные, все встречаются в кафешках, сплетничают, хвастаются колечками и выкладывают фотографии еды в «Инстаграм».

В этой идиллии смущает только очевидная сатирическая интонация авторов и то, что абсолютно все персонажи получились неуловимо отталкивающими. Но вдруг Верин сын пропадает и сериал резко выруливает на территорию детективного жанра. Из всех шкафов, прибранных горничной, начинают вываливаться довольно безобразные «скелеты». А сатира и сюр, несмотря на трагические обстоятельства, только крепнут.

Люди из индустрии, которым удалось посмотреть сериал целиком, сравнивали его то с недавним американским хитом – «Большой маленькой ложью», то с финчеровской «Исчезнувшей», а еще с «Твин Пиксом» Линча, «Нелюбовью» Звягинцева и даже фильмами Ларса фон Триера – ряд можно продолжать. И это не кажется особым авансом, хотя снимал «Садовое кольцо» совсем молодой режиссер Алексей Смирнов, на момент начала работы над сериалом вообще 23-летний.

Тех, кто не готов дать шанс молодому дарованию из кинематографической семьи (отец – режиссер Андрей Смирнов, мама – актриса Елена Прудникова, старшая сестра по отцу – сценаристка и режиссер Авдотья Смирнова), может убедить репутация продюсера Валерия Тодоровского, которого чутье пока не подводило. А еще имя писательницы и сценаристки Анны Козловой, которая когда-то написала скандальный сериал «Краткий курс счастливой жизни», лихо снятый Валерией Гай Германикой. Тут снова, несмотря на детей, мужей и любовников, в центре внимания находятся женщины – Вера Смолина, ее сестра Анна (актриса Евгения Брик), позже должна подтянуться еще их мама в исполнении выдающейся Ирины Розановой.

В одном интервью режиссер Алексей Смирнов сообщил, что для него главной темой в этом материале стало отрицание неприятной правды и полное вытеснение реальности из сознания главных героев – представителей московского среднего класса. Каждый из них до поры до времени преуспевает в этом отрицании по-своему. Вера манипулирует окружающими и не очень убедительно играет роль благотворительницы и хорошего человека. Когда реальность пробивает эту защитную скорлупу, выясняется, что она вообще ничего не знает о жизни собственного сына, который, оказывается, давно бросил вуз и зачем-то продал машину. Ее сестра Анна увлечена бурным романом с женатым мужчиной. Муж, занимающийся какими-то мутными поставками медицинского оборудования, не замечает предательства, пока не оказывается на грани банкротства.

Лучше всего об этом говорит подруга главной героини, у которой столь же внезапно разваливается брак: «Разве ты не знаешь, что некоторые вещи надо не замечать? Некоторую правду надо не говорить никогда, потому что то, о чем мы не говорим, перестает существовать».

При этом не стоит думать, что моральное несовершенство тут свойственно только условно богатым – условно бедные при случае с удовольствием нахамят, а то и вовсе нападут в темной подворотне. И все же достоинства сериала заключаются не в сюжетных поворотах, бытописательной точности или несвойственных нашим сериалам откровенных сценах. Дьявол тут в других деталях: в том, как актеры входят в кадр, как (и что) говорят и как держат паузу. Даже выбранные оператором ракурсы придают инфернальное измерение и пугающий подтекст абсолютно бытовым сценам.

Фоторепортаж