Наш Шукшин

ЕРМОЛИНА Людмила

Наш Шукшин

371

11:01, 02 октября 2014г

40 лет назад, 2 октября 1974 года, неожиданно и трагично ушёл из жизни Василий Макарович Шукшин. Ему было всего 45 лет.

Об этом вспомнилось на днях, когда, возвращаясь из отпуска через Москву, случайно оказалась на улице Бочкова, упирающейся в столичный проспект Мира. Автомобиль остановился у дома № 5. Подняв голову, неожиданно увидела на кирпичной стене знакомое лицо – барельеф знаменитого земляка: «В этом доме с 1972 по 1974 год жил и работал писатель, кинорежиссёр, актёр, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Ленинской премии Василий Макарович Шукшин».

Никогда не знала адрес его дома. В огромной Москве такая нечаянная встреча накануне круглой памятной даты Василия Макаровича показалась мне символичной. На Алтае многие помнят, что он умер ночью после завершения съёмок основных эпизодов фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», которые проходили в станице Клетской Волгоградской области. Тогда вся кинематографическая группа жила на теплоходе «Дунай». В каюте Шукшина на столе остались лежать недочитанный том Достоевского и листы рукописи. Рассказывают, что в тот день поднялся страшный ветер и пыль заволокла солнце, ослепительно светившее с утра.

Врачи поставили диагноз: сердечная недостаточность. Но в народе до сих пор ходят слухи, что умер Шукшин не естественной смертью, что ему в этом как-то «помогли».

Несколько лет назад, также проездом очутившись в Москве, я отправилась на Новодевичье кладбище в надежде побывать на могиле писателя. Оказалось, в этот день на территорию кладбища можно было пройти только по специальным пропускам. Хоронили известного человека, члена правительства, в траурной процессии легко узнавались некоторые лица. Вечером был мой поезд, а значит, прийти сюда завтра уже не получится, о чём с сожалением поведала остановившему меня офицеру охраны. Сказала, что я с Алтая и хотела найти могилу Шукшина. И тот пропустил, только попросил идти не по центральной аллее, а по боковой, не попадаясь на глаза высокопоставленной публике. Но мне и оттуда было всё хорошо видно.

Когда закончилась церемония прощания, отгремели оркестр и салют из винтовок, снялся почётный караул, а над Новодевичьим монастырём закружили вертолёты, я отправилась искать могилу знаменитого земляка, похороненного здесь лишь благодаря усилиям Сергея Бондарчука. Ходила долго, пока не наткнулась на бюст бывшего советского министра культуры Екатерины Фурцевой, а за ним, чуть подальше, увидела скромную фигуру Василия Макаровича с неизменной веткой калины. Теперь-то я знаю, что от центральных ворот кладбища нужно сразу поворачивать направо и тогда до последнего места успокоения нашего земляка не так далеко. При случае снова побываю там.

А сегодня – день его памяти. Хочется, чтобы и для следующих поколений жителей Алтайского края писатель, актёр и кинорежиссер Василий Шукшин был «нашим всём».

Фоторепортаж