Как чудовище превратить в принца

КОЧЕТЫГОВА Татьяна

Как чудовище превратить в принца

1208

09:00, 27 июля 2018г

На СТС – легендарно-сказочное кино. В дни школьных каникул на канале демонстрируют фильмы-сказки, в основном американского и французского производства: «Красавица и чудовище», «Белоснежка: месть гномов», «Повелитель стихий», «Красная шапочка», «Золушка».

Что смотрели мы в детстве на каникулах? «Золушка», «Три орешка для золушки», «Аленький цветочек», «Мэри Поппинс, до свидания», «Королевство кривых зеркал», «Снежная королева».

К сожалению, современный российский кинематограф не может соревноваться с американским детским кино. Ему просто нечего предложить, а советские сказки подрастающее поколение считает безнадежно устаревшими и смотрит зарубежные. Признаться, я и сама не прочь посмотреть их. И вот удачный момент – целый месяц сказок. Из многочисленных постановок сказки Жанны-Мари Лепренс де Бомон «Красавица и чудовище» канал выбрал французскую версию 2014 года режиссера Кристофа Гана. В главных ролях – Венсан Кассель и Леа Сейду. Чем фильм отличается от оскароносного американского 2017 года? Да много чем. Например, реалистичностью и драматизмом событий. Картина даже чем-то перекликается с «Аленьким цветочком» 1977 года Ирины Поволоцкой с Александром Абдуловым и Мариной Ильичёвой-Рыжаковой в главных ролях. И в том, и другом фильме воссоздан колорит купечества XVIII века. Ну а сценарии, конечно, разительно отличаются у всех трех картин.

В «Красавице и чудовище» 2014 года главная героиня по имени Белль (в переводе с французского – красавица) жертвует собой ради своей семьи: троих братьев, двух сестер и отца. Отправляясь в лапы к чудовищу, она попадает в роскошный замок. Каждую ночь ей снится странный сон про прекрасного принца и золотую лань. Принц убивает лань, та оказывается его возлюбленной и дочерью лесного царя. В отместку за дочь, он превращает принца в чудовище.

Белль должна его полюбить и расколдовать. Параллельно развивается другая линия сюжета. Старший брат Белль задолжал крупную сумму разбойникам. Узнав, что в замке Чудовища есть чем поживиться, он похищает коня Белль, когда та приезжает навестить семью, и ведет шайку к сокровищам. Белль, вовремя подоспев, спасает и Чудовище, и брата. Заклятье лесного владыки перестает действовать, и все становятся счастливы. Единственное, что меня несколько смутило, как маму третьеклассницы, – несколько откровенных сцен в фильме. Лань, погибая, превращается в обнаженную девушку, это подается крупным планом. Принц на балу приглашает возлюбленную в постель, чтобы произвести на свет наследника и т. д.

В американском мюзикле 2017 года дело тоже происходит во Франции. Наивная жизнерадостная девушка Белль, которую сыграла Эмма Уотсон, спасает от заточения в замке Чудовища своего отца-изобретателя, который набрел на дворец, заблудившись в лесу, когда возвращался в свою деревушку с ярмарки. Ее любит солдат-деревенщина, который, узнав, что она предпочла его Чудовищу, отправляется расправиться с соперником. Сценарист заложил в картину много юмора, правда, довольно специфического. Не зря после показа фильма разгорелся скандал о гомосексуальной ориентированности одного из героев сказки. А в России даже демонстрировали мюзикл с запретом 18+. Так как это мюзикл, все в фильме, включая мебель, танцуют и поют. В данной постановке больше развита романтическая линия сюжета, внимание зрителей приковано к взаимоотношениям главных героев. Чудовище постепенно влюбляется в девушку, а она в него. Колорит картины придает говорящая мультяшная мебель, которая борется за любовь и идеалы добра и справедливости. Например, сервиз символизирует большую американскую семью, где один за всех и все за одного. Кстати, только в этой сказке объясняется, почему Чудовище готов заточить гостей в темницу или даже убить за розу. По американской версии, волшебница в облике нищенки зашла во дворец к принцу и в качестве платы за ночлег предложила розу. Когда заблудившийся изобретатель срывает цветок в подарок дочери, Чудовище восклицает: «Меня прокляли за розу, а ты сорвал ее в моем саду и всего лишь заточен в замке!» Роза же символизирует тающую жизнь превращенного принца: в зимнем саду лепестки с цветка под стеклянным куполом постепенно облетают, укорачивая жизнь Чудовища. Но, в конце концов, добро побеждает зло, и чары рассеиваются, чудовище превращается в принца, а мебель в его слуг.

«Аленький цветочек» я смотрела раз шесть. Кстати, в 11 классе после очередного просмотра написала в своем дневнике:

«Я считаю этот фильм пособием по воспитанию мужей. Каждая женщина, выйдя замуж и поняв через некоторое время, что ей досталось, скорее всего, задается вопросом: как чудовище, разбрасывающее повсюду свои носки и не желающее соблюдать веками выработанные человечеством нормы приличия, превратить в принца, желательно, конечно, в прекрасного. К сожалению, удастся ли эксперимент, женщина сможет узнать лишь через несколько лет, а не через полтора часа, как в сказке».

В «Аленьком цветочке» 1977 года, конечно, не встретишь спецэффектов, зато он берет за душу, в нем есть атмосфера старины и искренность поступков главных героев, которых сыграли Марина Ильичёва-Рыжакова и Александр Абдулов. Это не голливудская штамповка, «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». И еще этот фильм чудной, иного слова не подобрать. Купец, отправившись на поиски подарков своим дочерям, будто постоянно находится в мороке: то дедушка ему непростой встретится, то волшебница, то по известной дороге блудит. Особенно интересен актерский ансамбль: Марина Ильичева-Рыжакова и Лев Дуров. Если сказать современным языком: отец и дочь на одной волне, тоже чудные, прямо как герои Шукшина. Вот реплики Алены: «Батюшка, привези мне цветочек аленький, только никому про это не говори!» «Батюшка, возьми меня с собой, я волков отпугивать умею, птиц и рыб приманивать».

Уверена, что и у современных режиссеров есть огромный потенциал, который позволит им сделать ни один замечательный детский фильм или сказку, ведь попытки уже есть. На экраны вышли «Частное пионерское», и «Частное пионерское 2» Поживем – увидим. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Фоторепортаж